ОБЩЕЛИТ.РУ - СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте


Яндекс.Метрика

Критические обзоры

Поток сознания в поэзии 21 века

Анжелика Л (25-12-2013)
Маленький шедевр Дмитрия Артиса

Помните стихиру 2004 года? Какая-то «Дикая девочка» бьет все рейтинги читаемости. Она пишет в стиле потока детского подросткового сознания. Разгораются страсти. Кто она? – Подросток или мастер мистификации? Ее стихи завораживают какой-то смысловой неуловимостью. В них хочется вчитываться, и вчитываться, ощущая, как твое сознание включается в этот поток, пытаясь поймать смысловые переливы в мастерски неправильно построенном тексте.

Конечно, правы оказались те, кто сразу предположил, что за девочкой скрывается опытный мастер пера. Вскоре секрет был окончательно раскрыт, автором оказался Дмитрий Артис.

Эту историю я вспомнила не случайно. Стиль, в котором были написаны стихи «Дикой девочки» - поток сознания, и в них нет знаков препинания. Недавно мне пришлось встретиться с таким странным мнением, что писать без знаков препинания это безграмотность. Конечно, не ставить точки и запятые там, где они действительно нужны, это ошибки пунктуации. Но «поток сознания» совсем не тот случай. Не думаю, что сегодня кто-то подумает обвинить автора цикла стихов «Дикой девочки» в неграмотность, а если и скажут такое, то «… а он идет себе вперед».

На примере этого маленького шедевра я хочу разобрать особенности восприятия художественного произведения, написанного в стиле «потока сознания». Сразу хочу отделить понятия «восприятие» и «процесс чтения».

Восприятие художественного произведения понятие более широкое, нежели процесс чтения. Это не научная работа и я не буду грузить пользователей сайта научными определениями, постараюсь сделать это максимально просто и доступно.

Восприятие это весь процесс понимания читателем замысла автора. Он начинается задолго до непосредственного чтения текста и продолжается после момента чтения. Тест это не художественное произведение, а только знаковая система, в которой заключен некий алгоритм воздействия автора на читателя. Процесс чтения - есть момент, когда читатель начинает с помощью текста ощущать и понимать замысел автора на основе своего личного художественного и эмоционального опыта. Если кого-то заинтересуют точные определения, то советую почитать «От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества». С. Х. Раппопорт

Проще, чтение - один из этапов восприятия.

Но в особенностях процесса чтения, в психических процессах, которые активирует текст в момент чтения, тоже заключается часть авторского замысла. Именно это будет предметом нашего рассмотрения.

мой маленький шедевр
Девочка Дикая

мой маленький шедевр
по стеклу роспись взгляните
на него руками не трогайте
не переворачивайте хрупкий
боится воды всё это

буковки буквы которые
образуют слова предложения
многозначительные фразы
понятные мне одной
чувства переживания

часто пустые ненужные
небрежного взмаха руки стоящие
а ну их пожалуй а ну их
за сто километров на ху
мой маленький шедевр


Что происходит, когда мы начинаем читать первые 5 строк? Для понимания смысла нам не хватает знаков препинания, и наш мозг пытается найти, где они должны быть. Но расставить их однозначно невозможно, так как они теоретически могут быть в разных местах, создавая те или иные смысловые нюансы.

Мой маленький шедевр -
по стеклу роспись. Взгляните.


Первые две строки могут быть законченным отрывком небольшого потока сознания, но следующая строка тут же присоединяет последнее слово к себе.
…………………………….. Взгляните
на него!……………………..


Что идет далее? Три отдельных восклицания или между ними какая-то другая связь?

………………. Руками не трогайте!
Не переворачивайте! Хрупкий!


Или

………………. Руками не трогайте,
не переворачивайте хрупкий
…. И тут недосказанное слово?
А может быть

……………………… Хрупкий,
Боится воды……


Но тогда

…………………….. Все это. - Куда отнести?

Если последняя строка самостоятельная:
Боится воды все это, то в сознании тут же возникает ощущение несогласованности мужского рода «взгляните на него» и среднего рода «все это».

Может попробовать вообще отнести последние слова к следующему пятистишию?

………………………… Все это
буковки буквы, которые
образуют слова, предложения,
многозначительные фразы,
понятные мне одной.


Тут опять сознание начинает искать решение, отнести ли последнюю строчку «понятные мне одной» к предыдущей или последующей?

…многозначительные фразы,
Понятные мне одной
Чувства, переживания.


Сознание переходит от одного смыслового нюанса к другому, возвращается и снова пытается на чем-то остановиться, но это сделать невозможно.

Продолжение тоже начинает смыслово притягивать последнюю строчку к себе:

чувства переживания

часто пустые ненужные


Поток продолжается и тут мы понимаем, что наше сознание оказалось захвачено психологической ловушкой, не может найти правильное решение задачи, которая стоит «небрежного взмаха руки», и автор сам пытается отвязаться от нее:

а ну их пожалуй а ну их
за сто километров на ху


Полностью обескураживая нас последней фразой, повторяющей первую и делающую поток круговым:

мой маленький шедевр

Так, что это было? - спрашивает наше сознание, и мы начинаем перечитывать заново, но чем дольше вчитываемся, тем больше смысловых нюансов нам открывается, и мысль пульсирует между ними, не зная, какой вариант предпочесть. А мы все сильнее и сильнее попадаем под гипнотическое влияние текста, вливаемся в поток абсурдного, непонятного нам сознания.

Не подумайте, что моя цель расставить знаки препинания в этом стихотворении, это невозможно и не нужно, так как это в корне исказит авторский замысел, потому что в него входит вовлечение читателя в поток сознания с помощью особого художественного языка, с помощью приемов, свойственных этому художественному методу. И отсутствие знаков препинания в данном случае является одним из таких приемов.

Авторский замысел далеко не исчерпан только алгоритмом воздействия в процессе чтения текста. Но чтобы дать полный анализ даже такого маленького произведения, нужно изучить поэтику автора, его систему лирических мотивов, его поэтический язык. Воссоздать в своем сознании эмоциональную художественную модель, передаваемую автором посредством знаковой системы, ощутить ее эмоциональное воздействие. Попытаться понять замысел автора, его идею. И в таком контексте проанализировать, насколько выбранная им форма соответствует содержанию.
Эта задача выходит за рамки данной статьи.


Спасибо Дмитрию Артису, что подарил нам замечательный цикл, который сегодня можно прочитать здесь http://www.stihi.ru/avtor/okul

Прочтений: 1290 Все обзоры Добавить отзыв
От Саша Второв  ответить 
у каждого есть маленький шедевр... в клозете!
Неповторим ни кем на белом свете!
И аромат и вкус и цвет и форма
Как уникум, а для творца лишь норма.
От Архип  ответить 
Анжелика! Отличный и интересный анализ! У меня просьба - высказать своё мнение о последних стихах автора Общелита "Спожник Вася" и возможно даже описать, можно мне и в личку.
 
Современная литература - стихи