ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Добавить сообщение

Владимир Высоцкий

Автор:
Жанр:
«Отчего грустно так…»

Отчего грустно так? Вроде есть всё у нас,
и стихи сейчас крепче, живее.
Мне не стало хватать его только сейчас,
когда понял, что тоже старею.

Он молчать не умел, по теченью не шёл
и всегда говорил про другое.
Путь знакомый и древний, но как он тяжёл, -
песни петь, когда время немое.

Вот ведь нету сейчас... «Не про то разговор».
Только знаешь, таких уж не будет.
Его нет, ты пойми, остальное всё вздор.
Кто сердца же нам снова пробудит?

2009

«Было время пожаров…»

Было время пожаров над нашей страной,
когда кони - в галоп, ветер – в спину,
но дышалось в тумане густом тяжело,
ноги вязли в удушливой тине.

Был тогда каждый голос – как громкий набат
над землёй, задремавшей надолго.
Разлетелось всё к чёрту – и вот результат:
нет уж тех, кто бы вспомнил о долге.

И уходят последние за горизонт
в край привольный, томясь непокоем.
Всё не так: олигархи, столичный бомонд...
Знаешь, время пока что такое.

Я живу как всегда, перед сильным не гнусь,
хоть судьба и частенько жестока.
Только знаешь, Володя, сегодня напьюсь,
потому что другая эпоха.

2010



Незаменимый. В жизни Высоцкого всё было вопреки и наперекор

Рано утром 25 июля 1980 г. из уст в уста передавали: «Слышали? Высоцкий умер!»

Недавно - наконец! - в Москве, родном и любимом городе Высоцкого, власти решили: быть улице его имени. Вместо двух Таганских тупиков близ его Театра на Таганке. Игра слов, игра судьбы? Вспоминается его «Нить Ариадны»: «Трудно дышать, не отыскать воздух и свет... Словно в час пик, всюду тупик - выхода нет!.. Хаос, возня - и у меня выхода нет!.. Наверняка из тупика - выхода нет!»

Был обречён?

В его жизни всё было и вопреки, наперекор. Даже тело своё он советовал, если утонет (а в 1966-м он тонул в реке Кура - спас друг Жора Епифанцев), ловить не внизу, а выше по течению. А уж если бегать - только иноходцем, «по-иному, то есть - не как все», «не под седлом и без узды»!

После смерти Высоцкого прошло уже около 40 лет. Но большое ясно видится даже на столь малом для истории расстоянии. Особенно в наше безгеройное время, несмотря на то что Высоцкого очень скоро накрыла и опутала вся пошлость посмертной славы - сплетнями «в виде версий», махинациями, скандалами и распрями. Так же, как его связали простынями в последние страшные часы, что он доживал на узкой тахте в квартире на Малой Грузинской. Много позже после той страшной июльской ночи Марина Влади, его самая, наверное, большая любовь, скажет в интервью «АиФ»: «Мог бы Володя прожить дольше или он был обречён сгореть так рано? Этого никто не может сказать! В те, последние, годы, когда мы снова были вместе, я собиралась вновь приютить его у себя. Переселить его в мой дом под Парижем, куда я вернулась после разрыва с ним. Я была готова снова бороться с его недугами, лечить… Но Володя прекрасно понимал, что ради этого ему придётся бросить поэзию, театр. Если бы он на самом деле стал жить немножко по-другому, не мучиться так, как он мучился, может, он и прожил бы дольше. Но это - вопрос без ответа...»
Его посмертная слава - не чета его славе прижизненной, всенародной. Его рейтинг - второй после Гагарина по фантастической популярности. Он был и впрямь «всенародный Володя».

Заплатил жизнью

«Умер народный артист Советского Союза», - сказал тогда над гробом Никита Михалков. Те, кто пытался сосчитать пришедших (ещё с ночи на 28 июля 1980 г.) проститься с Высоцким, сбились, досчитав до 100 тысяч. Мне довелось быть там, на Таганке, в тот день. Никогда не видела я столько мужиков со слезами на глазах - и с магнитофонами в очереди, и в оцеплении в форме. В той очереди к театру стояли космонавты и фронтовики, академики и урки, торгаши и работяги, физики и лирики, студенты и барышни, стюардессы и официантки, допотопные старушки в шляпках… Высоцкого обожала вся страна. Ему прощали дорожные нарушения, его брали в море, в горы, в небо, под воду и в космос (голосом, на плёнках). К нему по первому звонку летели «свои скорые», ему незаконно отпускали «лекарство». За «лекарство» это Высоцкий заплатил по полной - болью, мучением и гибелью в конце концов. Заплатил жизнью. Ещё в конце 60-х он написал: «Я лежу в палате наркоманов, чувствую - сам сяду на иглу».

И всё-таки в главном Высоцкий для тех, кто его знал и помнит, - лёгкий, победно обаятельный, спортивный, азартный, исключительно доброжелательный, застенчивый, легко краснеющий, компанейский, увлекающийся, как ребёнок, ранимый, взрывной и отходчивый, жадно живущий, залюбленный и недолюбленный, юморной (включите его смешные песни - обхохочетесь, как хохотала великая Плисецкая, чуть не упав со стула, над его «Письмом с выставки»). Как верно заметил Вениамин Смехов - в нём было очень много жизнелюбия, оптимизма. И - нежность к людям. «Он очень добрым был парнем», «главное было - его доброта», «добрая ребячья душа» - вспоминают о нём. Вечно кому-то что-то доставал, пробивал, привозил - от лекарств до косметики и игрушечных машинок. Пел, если просили, в поездах, больничных палатах, капитанских и пилотских рубках, на палубах, в костюмерных, кладовках…

Перечитала массу воспоминаний (а всю жизнь его уже перетрясли до костей). Запомнилось, царапнуло: как регулярно прокалывали шины у его «Мерседесов». Как царапали брань на стекле или звонили домой: «Живой? А говорят, эмигрировал, спился, повесился!» Как прилежно писали «служебные записки» коллеги по Таганке: «был нетрезв», «опоздал»… А общее собрание труппы на гастролях в Риге: «уволить!» А вечные претензии, выговариваемые Любимову: Высоцкому, значит, можно, а другим нельзя? А зависть?

«Пой давай!»

Что же такое Высоцкий? Невысокий человек заурядной наружности, с хриплым голосом, не сверхблестящий артист, не выдающийся поэт... Высоцкий, которого знаменитейший композитор Альфред Шнитке назвал «гениальным человеком». А Юрий Любимов, натерпевшийся как никто от «недисциплинированного» актёра, писал: «Наверное, когда-нибудь будет изобретён прибор и, слушая песни Высоцкого, учёные найдут то, что было в этом надорванном хрипатом голосе, который кричал на всю страну и всё-таки докричался до миллионов сердец. Почему такая феноменальная любовь и популярность? Он «зарифмовал всю Россию», как Гоголь про Пушкина сказал, он снял лак официальности. Он её в песнях «вочеловечил». И поэтому его хоронили как национального героя».

Он состоялся вопреки всему - генам, семье, среде, власти. «Нет певческого голоса» - вердикт в Школе-студии МХАТ. А он обаял, заворожил, оглушил этим голосом всю страну. В Театре им. Пушкина играл Лешего и Бабу-ягу, был рад роли в спектакле под названием «Свиные хвостики» - и покорил вершину мирового актёрского репертуара Гамлета. Рядовой артист (согласно трудовой книжке) с нищенским окладом среднего инженера, носивший пальто с чужого плеча и худые ботинки, ходивший годами в одном пиджаке и радующийся концертной ставке в 5 рублей (репертуар ему утверждали партийные чиновники)... И вместе с тем один из самых модных, щёгольски одетых столичных артистов, да ещё и рессекающий с бешеной скоростью по Москве на «Мерседесе»! Кроме авто, Высоцкий обожал лошадей, прекрасно держался в седле. «Чуть помедленнее, кони!» - это написано незадолго до исхода. А весь свой 42-летний век, точно раздираемый мощнейшей внутренней силой, он этих своих привередливых коней лишь пришпоривал и погонял. Юрий Визбор вспоминал: «Много россказней ходит о его запоях. Однако мало кто знает, что он был рабом «поэтических запоев» - по 3-4 дня, заперевшись, писал как одержимый». Ночами, на обоях и обрывках бумаги. И читал, называя эти уходы в чтение - «взапчит». Истово, самозабвенно пел и играл на сцене. Когда пропадал голос - читал почти шёпотом стихи и рассказывал о своём театре, съёмках, коллегах. Однажды на концерте за месяц до смерти в ответ он услышал из зала: «Кончай трепаться! Пой давай, бери гитару и пой!» Он взял гитару… и ушёл со сцены, а потом долго молча сидел, прижимая её к себе, на глазах - слёзы.

У него есть немыслимо трагические стихи, написанные незадолго до смерти:

Я оправданья вовсе не ищу —
Пусть жизнь уходит, ускользает, тает,—
Но я себе мгновенья не прощу —
Когда меня он вдруг одолевает.

Но я собрал ещё остаток сил,—
Теперь его не вывезет кривая:
Я в глотку, в вены яд себе вгоняю —
Пусть жрёт, пусть сдохнет — я перехитрил!

Историю его болезни оставим докторам (а лечился он постоянно, добровольно и сознательно с 26 лет, понимая отлично свою беду и её возможные последствия). Грехи? Ему уж точно «есть что спеть, представ перед Всевышним» и «есть чем оправдаться перед ним». А нам… «Может, кто-то когда-то поставит свечу мне за голый мой нерв, на котором кричу, за весёлый манер, на котором шучу»... За то, что «всегда старался быть искренним».

Владимир Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. Сообщений о его смерти, кроме двух сообщений в «Вечерней Москве» и некролога в газете «Советская культура», в СМИ практически не было.

Марина Мурзина


Легенды о Высоцком

О поэте и актёре Владимире Высоцком написаны многостраничные мемуары, тысячи статей, сняты десятки документальных фильмов. Теперь возникла другая проблема — правильно понять и оценить известные факты.

Иногда создаётся впечатление, что вокруг Высоцкого существует некий заговор, цель которого — любыми способами очернить память легендарного барда. Попробуем очистить его имя от слоёв недоказанных версий, домыслов и сознательной лжи, успевших накопиться на его могиле.

«Родился, и жил я, и выжил»

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Его отец был кадровым военным, мама — переводчиком-референтом. Так случилось, что во время войны отец встретил другую женщину и женился на ней. Тем не менее после развода родители поэта сохранили нормальные отношения.

В 1947-1949 годах Высоцкий проживал в немецком городе Эберсвальде, по месту службы отца. Там он научился хорошо играть на фортепиано, что впоследствии помогло ему в короткий срок самостоятельно освоить гитару. Вернувшись в Москву, Высоцкий окончил среднюю школу и поступил в Московский инженерно-строительный институт. Но уже через
год бросил технический вуз и блестяще сдал экзамены в Школу-студию МХАТ.

Во время учёбы в Школе-студии Высоцкий познакомился с Изой Жуковой, на которой вскоре женился, но брак был недолгим. А в 1961 году, на съёмках кинофильма «713-й просит посадку», он познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой.

В 1960-1964 годах Высоцкий работал в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина, затем перешёл в Театр на Таганке. Однако всесоюзную известность ему принесли не театральные роли, а бардовские песни, которые он стал писать и исполнять в начале 1960-х годов. Они расходились по стране многотысячными тиражами в виде частных магнитофонных записей. Когда в 1968 году на экраны вышел кинофильм «Вертикаль», где Высоцкий сыграл одну из главных ролей, его уже знала вся страна.

К сожалению, в этот период певец начал увлекаться спиртными напитками, что было следствием его огромной популярности, бешеной самоотдачи как актёра и не совсем удачной личной жизни. Он часто попадал в различные скандалы, имел неприятности с милицией и прочно «прописался» в рядах московской артистической богемы.

Ситуация улучшилась, когда Высоцкий познакомился со знаменитой французской актрисой Мариной Влади, которая положительно влияла на него. В 1970 году Высоцкий и Влади официально зарегистрировали брак. С этого момента Владимир Семёнович мог свободно выезжать за границу, в том числе и в капиталистические страны, давать там концерты и записывать музыкальные альбомы. А также получать высокие гонорары в валюте, для чего на его имя в Госбанке был открыт специальный счёт. Такую свободу имели считанные единицы из числа деятелей культуры СССР.

Сегодня известно, что Высоцкий как выдающийся бард и актёр имел могущественных покровителей в самых верхних эшелонах власти. С большой симпатией к нему относился председатель КГБ СССР Юрий Андропов и даже сам генсек Леонид Брежнев.

Гораздо менее изученная тема — это контакты Высоцкого с отечественным преступным миром. Ещё в самом начале своей творческой деятельности, в конце 1950-х годов, бард сочинил и записал на магнитофон несколько песен в уголовной стилистике. Это была явная дань моде. Как раз в те годы началась широкая реабилитация жертв сталинских репрессий. На свободу стали выходить тысячи бывших заключённых, сначала политических, а затем и уголовников. Все они несли с собой в повседневную жизнь лагерные привычки, блатную феню, уголовный музыкальный фольклор. Даже в среде интеллигенции стала модной романтизация уголовной жизни, не говоря уже о широких массах.

Знакомство Высоцкого с Тумановым

Талант Высоцкого оказался настолько велик, что его песни быстро стали классикой жанра, а слушатели были твёрдо убеждены, что певец сам «тянул срок» в магаданских лагерях.
В начале 1970-х годов Высоцкий лично познакомился с некоторыми авторитетными представителями преступного мира. В первую очередь это был Вадим Туманов, человек крайне необычной судьбы.

Туманов в 20-летнем возрасте был осуждён на восемь лет лагерей за антисоветскую агитацию и пропаганду. Будучи политическим заключённым, на зоне Туманов близко сошёлся с уголовниками. Совершил несколько попыток побега, но каждый раз его ловили и возвращали обратно в лагерь. Освободившись в 1954 году, Туманов остался на севере и устроился работать рядовым золотодобытчиком в одну из артелей. Быстро сделал карьеру и стал начальником крупного прииска. Это был, пожалуй, единственный случай, когда бывший зек занял высокую должность в системе золотодобывающей промышленности СССР.

Вадим Туманов имел квартиру в Москве, а также купил роскошный дом в Ялте за 77 тысяч рублей. В общем, он явно был подпольным «советским миллионером» — и человеком, связанным с криминалом. Туманов много рассказывал Высоцкому о Севере, о Колыме и лагерях ГУЛАГа. На основе этих рассказов бард тоже написал несколько песен на тюремную тематику.

У Высоцкого имелось ещё несколько хороших знакомых из околокриминальных кругов. Например, советский эмигрант в Израиле Шабтай Калманович, который организовывал гастроли Высоцкого в США и Канаде летом 1976 года. После перестройки Калманович вернулся в Россию и занялся крупным бизнесом, а также тесно дружил с такими личностями, как Тайванчик и Япончик.

В общем, нет сомнения, что Высоцкий имел определённые знакомства среди тогдашних «деловых», цеховиков и воров в законе — поклонников его песен. Ходили даже слухи, что в начале 1970-х годов криминальные авторитеты были готовы финансировать его творчество, если он полностью сосредоточится на «шансоне». Но поэт категорически отказался, его талант был гораздо многограннее и шире.

Высоцкий и КГБ

В последнее время появилось несколько публикаций и книг, авторы которых совершенно серьёзно утверждают, что Высоцкий тесно сотрудничал с советскими спецслужбами и, в частности, являлся тайным агентом КГБ. А заграничный паспорт, свободные поездки за рубеж, высокие валютные гонорары, по сути, были платой советских спецслужб Высоцкому за его агентурные труды. Даже его брак с известной французской актрисой Мариной Влади, согласно этой версии, организовали чекисты. Да и она сама тоже работала на КГБ.

Более абсурдных утверждений трудно себе представить. Во-первых, по своему психотипу Высоцкий был открытым, ранимым и очень эмоциональным человеком, совершенно неприспособленным к какой-либо тайной деятельности. Во-вторых, он злоупотреблял спиртными напитками, наркотиками и порой совершенно не контролировал своё поведение. Таких людей спецслужбы к агентурной деятельности никогда не привлекают, опасаясь неминуемого провала.

Что касается Марины Влади, то она действительно была крупным функционером Французской коммунистической партии, а в обществе дружбы «Франция — СССР» занимала пост вице-президента. Но КГБ к этому не имело отношения. Французская компартия тогда была одной из самых сильных в мире и ни в чьей «крыше» не нуждалась. Марина Влади вступила во французскую компартию добровольно, не только из идейных, но и из конъюнктурных соображений. К тому времени её кинокарьера суперзвезды приближалась к концу, и работа в общественно-политических организациях, связанных с Советским Союзом, приносила ей хорошие финансовые дивиденды.

Заниматься в таких условиях агентурной деятельностью было полным безумием. Более того, разоблачение Марины Влади и Владимира Высоцкого в качестве советских шпионов вызвало бы грандиозный политический скандал. Результатом его стал бы полный подрыв советского влияния во Франции. И КГБ это точно было не нужно.

Что касается личных отношений между Влади и Высоцким. Знаменитая французская актриса легко могла найти себе в СССР более спокойного и презентабельного мужа, даже из числа кинематографической богемы. Но она предпочла связать свою жизнь с Владимиром, который приносил ей много неприятностей. Это была настоящая любовь.

Неожиданная смерть Владимира Высоцкого 25 июля 1980 года также вызвала немало различных слухов и сплетен. На самом деле в ней не было ничего неожиданного. Все последние годы жизни поэт оставался совершенно больным человеком — изношено сердце, отказывали печень, почки. И скончался он от инфаркта, вызванного введением в организм большого количества успокоительных и обезболивающих препаратов.

Источник: https://www.mzk1.ru/2020/02/legendy-o-vysockom/

Отзыв:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло.
Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Пользователь: Пароль:
 
Современная литература - стихи