ЛИКБЕЗ. (шутка) … Здравствуй, славное племя поэтов! Заходи в Общелитовский дом! Флаги русскоязычного Света Пусть гостюют на сайте крутом!
Перед тем, как засесть за шедевры, Из-за уха доставши перо, Приструни утончённые нервы И не дуй из бутылки «Бордо»,
Остуди воспалённый свой разум… Чтоб не путал осаннами бес, Плюнь налево, любезный, три раза И начни стихотворный ликбез. … Если ты - не совсем из бездарных И внимать поученью готов: Метр стиха – сочетанье ударных И, увы, безударных слогов.
Один цикл оглашённого метра, Полюбовно решив меж собой, С древних лет щелкопёры - поэты Называют, как ногу, стопой.
Этих стоп в поэтической строчке, Разрешаю тебе! Размести! - Как цыплят под наседкою – квочкой, Не скупясь, но не больше шести.
Чтобы цвёл твой словесный оазис, Пусть неспешно ведут диалог С безударным по имени Арсис(-) Тесис(!), в нём, - ударения слог!
Стихотворный размер – сочетанье Устоявшейся формы стопы С их количеством в строчке. Вниманье! Ниже с ними знакомимся мы. … Форм на свете немного, приятель, Довожу за единый присест: Ямб, хорей, амфибрахий и дактиль И, конечно ж, певун - анапест. «Уж сколько раз твердили миру…» Что ямб – стопа из двух слогов, Второй – ударный. Нам сатиру Писал им дедушка Крылов. ( -!-!-!-!-!- -!-!-!-!-!)
«Буря мглою небо кроет…» Слога – два ж, но ритм – быстрей. Первый слог теперь ударный. Пляшет пушкинский хорей! (!-!-!-!-!- !-!-!-!-!)
«Поздняя осень, грачи улетели», - Стопы трёхсложны, изысканен стиль «Лес обнажился, поля опустели», - Это Некрасова стонет дактиль. (!--!--!--!- !--!--!--!)
«Как ныне сбирается вещий Олег» Открыть амфибрахий хазарам. Ударом на втору былинный успех Предрек он своим мемуарам. (-!--!--!--! -!--!--!-)
«Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи…» - То Есенин о русском раздолье Анапестом ваяет вирши… (--!--!--!- --!--!--!) … Рифма – барышня лишняя в сфере Написания белых стихов Да верлибров… По сути, на деле - Созвучанье ударных слогов
На концах поэтических строчек. Видов рифм различается шесть. Шесть сучков в поэтической бочке… Разрешите мне их перечесть.
«На дворе стоит горА, На горе идёт игрА…» Рифма – самая простая, Называется мужская.
«Прибежали в избу дЕти… Тятя, тятя! Наши сЕти…» В женской рифме элитарной Предпоследний слог – ударный.
«Будто розу влюблённою трелью… Над душистой её колыбелью…» В красоте отзвеневшего лета Рифма точная Фетом воспета.
«Сосны в бархате зелёном… По чешуйчатым колоннам…» Фофанов - поэт «от скифов» «Смолы» льёт неточной рифмой.
У подруги их дактилИческой Нрав возвышенный, дух лирИческий. Ах, как кружится от слогОв глава! Их в конце строки - безудАрных два.
ГипердактилИческая Рифма – феерИческая, Бойкости стихов подмога - Три! аж, безударных слога.
(Тут бы ещё писать-писать но, лень-матушка одолела… Может, когда-нибудь и напишется вставочка…)
Вот теперь, прочитав наставленья По сложению басен-стихов, Ты, поэт, вне любого сомненья, Приступить к созиданью готов.
Приоткрой откровения дверцу, Расшатай оголившийся нерв, Горьких слёз и ехидного перца Кинь на лист с замиранием сердца - И получишь в награду ШЕДЕВР!
© Copyright: Геннадий Болдырев, 2010 Свидетельство о публикации №11008151830
|