ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Добавить сообщение

Читальный зал.Выпуск 4

Автор:
Автор оригинала:
журнал
Жанр:
Здравствуйте, друзья!
Перед вами четвёртый выпуск нашего журнала.Хочу напомнить, что журнал сей-дело общее, потому ваши работы(заметки, мысли)на поэтические темы будут публиковаться.Пока же предлагаем ознакомиться с данным выпуском.

СОДЕРЖАНИЕ.

1."О смысле и соли поэтического текста".Этюд.-Присутствую.
2."Православно-метафизическое,открытое письмо моим друзьям".Этюд.-Присутствую.
3.Любовная (антилюбовная) лирика Егора Летова на примере текста песни "К тебе".-kirsanov99.

А вот,собственно,и сами статьи.

"О СМЫСЛЕ И СОЛИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА".ЭТЮД.

Автор:ПРИСУТСТВУЮ.

Бурич выделил четыре основные разновидности по степени "ясности" смысловых конструкций в поэтическом тексте: тёмно о тёмном, светло о тёмном, темно о светлом, и светло о светлом. И по сей день, кажется, наиболее предпочитаемые из них читателем да и писателем - две последние... Очевидно, диктуется это, прежде всего, общей востребованностью... ради индивидуального психологического удобства и
безопасности потребления художественного (лирического) текстового материала, -- по аналогии опыта с семантическими построениями, имеющими чисто прикладное значение. То есть -- обычный читатель ждёт от писателя "понятности", совершенно, в качестве неотъемлемой меры информации -- как от какой-нибудь статьи закона, или же содержания коммерческого договора, или пускаясь в дебри учебно-научной литературы, а в быту - исследуя инструкцию по применению огнетушителя или пылесоса, расписание авиарейсов, ресторанное меню и т.д. и т.п. Проще говоря, публике нужен смысловой стриптиз смысла. Возвращаясь от политики и кулинарии -- отчаянным бумерангом -- к художественной литературе и, прежде всего, к поэзии, хочу сказать, что публичный "успех" продуктов словотворчества наблюдается мной, в основном,
в тех бескрайних в своей кромешности джунглях, где обитает и хозяйничает этот самый "смысл", который и благословляет наличие в стихотворении сюжетной курвы рассказа. И ладно, если бы "понятность" стихотворения определялась привилегированно -- признаками, конвенциально культивируемыми в официальном ТЕАТРЕ жанра( пейзаж, портрет, исповедь, пародия), -- так нет, это уже давным-давно сам себе ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЖАНР ПОСЫЛА и ВОСПРИЯТИЯ, господствующий всем НАД. Думаю, нет ничего худого в повествовательности как таковой -- например, в детальности описания усатым пожарником уныло-томного вечера накануне московского пожара или в перечислении закарпатским егерем подробностей лирического приключения на хуторе. Худое в том -- чем смысл превращается в этот "жанр". Кавычки - лишь освещение факта сужения понимания смысла как необходимого предмета(или предмета первой необходимости), но - сложной категории; сужения, скорее всего, идущего от недостаточной творческой отдачи читателя-писателя, или ещё злее -- от привычной вялости душевного движения навстречу настоящему... Профессионал, если он, дополнительно, одарённый художник, давно поражён в сердце глубиной серьёзности работы над СМЫСЛОМ на всех этапах создания текста, и верен необходимости, при этом, по возможности хранить место своего алтаря как можно дальше и дольше от несанкционированного и преждевременного проникновения невесть-какой "понятной лирики". Смысл об эту пору расценивается им, исключительно, как многофункциональная СВЕРХ-ЗАДАЧА, понимаемая в себе -- как инструмент и материал, при помощи которых поднимается и прочитыва е т с я! уникальная история вдохновения... По-моему, СМЫСЛ стихотворения есть -- АГРЕГАТ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, включающий множество компонентов... где всегда будет в первом ряду, например, самоценная ЯСНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ синтаксических конструкций -- вне всякого интелектуального торга, их внекопромисность и неповторимость, и ещё чуть-чуть невообразимость; нетривиальность и широта использования словаря, интересная и неслучайная интонированность всего этого; и, наконец, бескорыстно вовлечённая сердечная щедрость... В итоге получаются -- парадоксальным образом возникающие текстуально-выпуклые пластические события стихотворения, взаимо-зависимо сотканные в рассказ о чём?... Подобная организация текста более всего, на мой взгляд, способствуют также и возможности увидеть, наконец, нечто интересное и в самой обыденности сюжетной линии. В общем, если стихотворение целиком свершилось! как того требовало вдохновение, то вкушение сего хлеба будет гарантированно предсуществовать мгновению непосредственного возрождения СЛОВА, -- когда безнадёжность статуса "служебной части" речи отменяется явлением единственно возможного имени -- вербально видимого и осязаемого предмета, -- и это вполне серьёзно... а дальше...
С таким хлебом -- до самой соли поэзии... Несколько тавтологично, но эта соль обязана проникновению в знаковое тесто -- горячего пота ПОЭЗИИ. К счастью, имеется такой печально известный термин -- ПОЭТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ(общий для всех стилей и жанров). Кто-то скажет в этой связи, пространно и неопределённо, -- только о чувстве, эмоциях и т.д.. Верно, ТОНКОЕ ЧУВСТВО поэтического и является главным ОРГАНОМ, на который ощутимо воздействует этот едва уловимый элемент, который, до поры, сокрыт внутри(если вообще там есть)сюжетно-смысловой оболочки, -- и та, в свою очередь, колеблется -- управляемая утончённостью или изощрённостью автора -- между противоположными знаками шкалы ясности, упомянутой выше в связи с именем В.Бурича. Сам контекст в этой роли выступает скорее переносчиком ПЭ, -- как снаряд, доставляющий к цели основной заряд. В определённый момент контакта с текстом происходит реализация активной мощи, заложенной творцом и... искушённый читатель не понаслышке знаком с этим явлением. Настоящее стихотворение, то, которое явилось плодом союза ВДОХНОВЕНИЯ И ТВОРЦА, по сути, есть своеобразное магическое взрывное устройство, сочетающее в себе намерение и силу, если не разрушить, то пошатнуть или несколько сместить устои бытового, вульгарного интеллекта, выбить, хотя бы временно, опору привычного здравого смысла, чаще употребляемого нами для разрешения шкурного вопроса -- быть или не быть: выгодно-невыгодно, - по любому поводу.


ПРАВОСЛАВНО-МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ, ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО МОИМ ДРУЗЬЯМ
Автор:ПРИСУТСТВУЮ.

Я не знаю точно чем - веруется, но я знаю точно, что верую.
Для движения к Богу человеку на сегодняшний день дано всё. Как говорится, несколько перефразируя, "есть Бог и есть порог". Остаётся только одно - пойти. Нет проблем! Идём. Путь узок. Причём, понимание этого, близкое к тёплому, не то чтобы была проблема - в соблазнах мира сего. Поверьте, чему надобно сгореть - уже сгорело! А не сгорело - дотлеет, как надо и когда надо, будьте покойны... Не говоря, конечно, о крайностях маньяка и душегуба, слава Богу! Вопрос, по-существу, стоит о узости фокуса приложения к единственному делу - внутренних сил. И в какой-то момент нам бывает дано даже больше, чем достаточно. Отеческий "Институт"располагает всеми средствами - и для понимания, и для достижения... Кое-что я пробовал сам, вполне серьёзно(и надеюсь, этим не ограничусь). Рискну сказать следующее, главное и единственное значение "узости пути" - повышение, так сказать, градуса или интенсивности нашей веры. При этом, встречаемые препятствия, как ни парадоксально это звучит, могут иметь в выражении оба знака: как "благодаря", так и "вопреки". Я имею ввиду - там где борьба серьёзная, по гамбургскому счёту, "все - враги". Говорить на этом уровне, например, только об искушении искусством - просто несерьёзно. Даже смешно, мне - смешно. Впрочем, нам ещё нужно многое объяснять. Мы, человеки, погружены в природу, - практически, в своём естественном состоянии беспомощно недвижимы, будучи опутаны её неумолимыми законами. Естественно, недвижимы по отношению к спасительному шагу. Это, ведь, тоже нужно обьяснять. Дьявол, видимо, худо-бедно, но получше нас, - владеет средствами влияния именно через эту самую природу и, вероятно, не без знания её законов. Ближе к теме моего письма хотел бы выразить своё недоумение досадным недопониманием некоторых простых вещей. Необходимо также обращаю внимание на вынужденную свою краткость - я стараюсь максимально по-сути, в отведённом формате... Например, зачем искусство - вообще? Зачем, в частности - поэзия? Рискую кого-то сильно увлечённого ввести в напраслину, простите заранее! Простой здравый смысл показывает мне, что существует вообще некий рост внутреннего устройства познавательной системы человека. Грубо говоря - время разбирать головы врага... время - разбирать словесные построения. Миновать такую эволюцию, в общем числе, - вряд ли возможно. Но путь, сказано, - Царский! Так и ведите себя подобно царям. Увлекайте поэзией, искусством, - к хорошему и доброму, но не увлекайтесь... Самое главное - всегда впереди! Тем не менее, говоря так, я знаком со сложной проблемой для некоторых - совмещения искусства и духовного. Но это не та проблема. На самом деле, человек только хочет думать о сложности выбора между... и ловко обманывает себя. На вершине зрения нет выбора "между". Но есть готовность(решимость) идти... или её нет. А "искусство" в этой ситуации - только ширма, сами догадываетесь для чего. Но даже в свете такого понимания - нет никаких причин для уныния. Хотя, конечно, огонь этой борьбы не угасает никогда полностью. Ибо Сам Источник этого огня, по-видимому, негасим. И это просто здорово!


ЛЮБОВНАЯ(АНТИЛЮБОВНАЯ)ЛИРИКА ЕГОРА ЛЕТОВА НА ПРИМЕРЕ ПЕСНИ "К ТЕБЕ"
Автор:kirsanov99.

Сам термин "любовная лирика" в отношении Егора Летова выглядит если не смешно,то уж точно нелепо.Достаточно вспомнить "Ненавижу женщин(таких,как ты)","Превосходная песня" и другие антилюбовные(в значании антисексуальные)тексты поэта.В поэзии Летова совершенно нет женщин как объекта страсти и воздыханий.Да и в жизни поэта женщины были совершенными ангелами-соратниками,это касается и феноменальной сибирской поэтессы Янки(Дягилевой),и милого друга Натальи Чумаковой.
Весь яростный дар Егора Летова был направлен,как это может показаться,по вектору ненависти, пулемётного высмеивания,заклятия кипучей метафорой существа обывателя,его самолюбования:"ты,ведущий бля на новые подвиги"("Какое небо").Но это совершенно ложный путь-видеть в Летове исключительно бунтаря,панка,отрицателя(сам поэт сказал об этом в песне "Снаружи всех измерений"),захлёбывавшегося(и захлебнувшегося-таки)в горячечном гипербреду к Его Ничтожеству(обывателю).Созидатель Летов нежен и трогателен,как золотая тень-выскальзывает из грубых рук.В доказательство хочется привести песню "К тебе" с последнего прижизненного альбома "Зачем снятся сны".
Вот текст.

Егор Летов.
"К тебе".

Миллиарды синих птиц,
И нечитанных страниц.
К тебе,
На небо,
Где ты их сможешь отпустить
На волю.


Миллиарды вещих слов,
И беззвучных голосов,
К тебе,
В твой город.
Где ты им сможешь подарить
Cвободу.

Миллиарды спелых строк
И не пойманных дорог,
К тебе-
Под ноги,
Чтоб ты сумел их приручить
Навеки,
Чтоб не кончался горизонт
Повсюду.
Ведь ты их сможешь приручить
Навеки.

Начнём с заглавия.По жанру заглавие можно совершенно безошибочно отнести к любовной лирике(вспомним:"К N.","К Элоизе")и т.д.-примеров бесконечное множество.То есть Летов нам даёт понять,что это и есть его "любовная лирика".Альбом вышел с анонсированием :
"Светлой памяти Артура ЛИ и Сида БАРРЕТТА посвящается"-этих музыкантов,"исследователей звёздных пространств",Летов называет своими учителями.Потому песня,представленная как любовная лирика,является признанием в любви к своим соратникам(любви иной,горней и метафизической,о которой просто и высоко сказал другой поэт-Илья Кормильцев: "Есть одна любовь,та, что здесь и сейчас,есть другая,та,что всегда".
Теперь обратимся к собственно тексту.
1Миллиарды синих птиц.-очень интересная конструкция.С одной стороны,Летов с самого начала настраивает нас на реализм,используя вполне конкретное(бухгалтерски точное)числительное"Миллиард".С другой стороны,уже в первом стихе присутствует "синяя птица"(мы вспоминаем одноимённую пьесу Метерлинка,где синяя птица-символ счастья).Но не следует забывать и о том,что Летову во все периоды творчества была свойствена тончайшая фольклорная интертекстуальность,потому мы не можем не брать во внимание,что на Руси не было очень долгое время таких больших числительных,как "миллиард",а для обозначения огромных чисел использовалось определение "тьма"(вспомним тонкого Блока "Нас тьмы,и тьмы,и тьмы...").Именно потому первая летовская строка здесь читается совершенно в баладном,эпическом стиле:"тьма синих птиц...-к тебе".Так лирика вырастает до грозного эпоса.
2И нечитанных страниц-следует отметить,что автор использует синих птиц с нечитанными страницами в одной синтаксической конструкции,тем самым сближая их по значению,но не допуская их синонимичности."Нечитанные страницы",подобно неприрученным "синим птицам"-они свободны от изнасилования человеческим трактованием.Кроме того,"нечитанные страницы"-всегда подарок для друга-соратника(в среде интеллектуалов книга останется лучшим подарком ещё долго,хочется надеяться).
3,4 К тебе/На небо.
стих четвёртый поясняет стих 3,даёт представление о местонахождении друга,соратника(ангела,звезды).
5,6Где ты их сможешь отпустить/На волю-метафизический герой опускает на метафизическую волю метафизических птиц.Но следует обратить внимание на то,что акт отпускания на волю птиц совершенно реальный,встречается в обрядах многих народов.Таким образом,здесь мы наблюдаем смешение мифа и реальности,или возвышения(роста) реальности до уровня мифологии.
Такова первая строфа.Строфа максимально аскетичная(мы имеем только два прилагательных,которые скрыто претендуют на роль эпитетов("синих","непрочитанных").Всего 17 словоформ,из них 4 существительных(птицы,страницы,небо,воля),два упомянутых нами прилагательных,всего два глагола(сможешь,отпустить),но в одной конструкции(сможешь отпустить),1 числительное(миллиарды),3 местоимения(тебе,ты,их),5 союзов,предлогов,частиц(и,к,на,где,на).Существительные представляют собой тему,это магический квадрат,внутри которого происходит(непроисходит) действие.В нашем случае,это одушевлённое сущ."птицы"-безусловный символ,конкретное сущ."страницы",вырастающее в летовском тексте до уровня символа,и два абстрактных сущ."небо"и "воля".Друзья,обратите внимание,какие прекрасные существительные мы наблюдаем в первой строфе текста!Вот он,летовский дом.И как ничтожны теперь все разговоры о том,что Летов-поэт исключительно отрицания!
Прилагательные-способ раскрасить предметы,задать им нужную величину.Летов выбрал такие самовыражающиеся существительные,что их не только не надо приувеличивать с помощью прилагательных,им стоит добавить земной конкретики("непрочитанных"(страниц),а второе прилагательное поэт использует для создания мифа(птиц "синих"),тем самым погружая нас в столь любимую Летовым ночь интертекстуальности.
Глаголы задают действие,призваны рассказать нам о том,что происходит с предметами.Глаголы-основа фабулы.Как мы видим,первая строфа совершенно бесфабульная,здесь ничего не происходит,кроме торжества внутренней свободы героя(сияния).Всего лишь одна глагольная конструкция "сможешь отпустить"предполагает некоторую условность действия.В первой строфе,как в раю,ничего не происходит.Только свет,только небо и воля.
7Миллиарды вещих слов-именно этим стихом открывается вторая строфа.Если первая строфа представляет собой зачин,то в нашем случае и вторая строфа является зачином(весь текст есть один большой зачин-Летов неожиданен и интересен не только в содержании,но и в форме).Повторное употребление числительного "миллиарды"(тьма)неслучайно.Здесь земная тьма летит в небесный рай,где преображается чудесным образом-так Летов открывает нам жанровый горизонт волшебной сказки,чем очень сильно обогощает текст,делая его многоуровневым(общая особенность текстов Летова).Здесь мы наблюдаем игру слов,когда во фразеологизме "вещий сон" второй компонет меняется на созвучный,тем самым расширяя смысловое поле словосочетания.Получается,что мы читаем "слов",но подсознание нам выводит ещё и "снов",тем самым соединяя эти понятия до вещих слов-снов.Что это за "слова-сны"?Это стихи,думается мне.Всякое поэтическое слово как перевёртыш яви,то есть сон.Это подтверждает 8-ой стих в тексте("И беззвучных голосов").Беззвучные голоса-разве не о стихах сие?!Мы читаем стихи,то есть голосов не слышим,но голоса нам то шепчут,то манят,а то и вопиют.
9,10 К тебе/В твой город-это "город золотой","город мастеров"-совершенно заповедный край ангелов-соратников.
11,12 Где ты им сможешь подарить/Свободу-последние два стиха второй строфы углубляют и комментируют последние два стиха строфы первой.Получается,что отпустить на волю значит подарить свободу.Для Летова не стоит вопрос"мне вчера дали свободу/что я с ней делать буду"(В.С.Высоцкий),свобода у Летова является следующей ступенью развития и торжества после воли, высшей целью,пунктом назначения(прибытия).
Во второй строфе,как и в первой,17 лексем(строфы написаны белым стихом,имеют один ритмический рисунок):4 существительных(слов,голосов,город,свободу-все существительные метафизического характера(не вещественны,даже "город" используется в метафизическом значении "рай");2 прилагательных(вещих,беззвучных-прилагательные очень ярко характеризуют степень поэтизации в летовском тексте);опять же 2 глагола в одной синтаксической конструкции(сможешь отпустить),что вновь говорит об отсутствии физического действия внутри текста,ибо вся энергия в тексте(а энергия в летовских текстах всегда колоссальна и даже опасна)имеет метафизический характер.Обратим внимание на местоимения в данном тексте.Их 12,и нет ни одного в первом лице-вот доказательство аскетизма любовной(антилюбовной)лирики поэта,высокой сосредоточенности на объекте высокого чувства,полное самозабвение и "самоотвод".
Третья строфа текста(третий куплет в песне) больше каждой предыдущей(6-6-10).
13-Миллиарды спелых строк.Если в первой строфе это были "нечитанные страницы",во второй "вещие слова/беззвучные голоса",то в третьей строфе урожай созрел,плод набух и насытился.Очень интересный генезис!
14-И непойманных дорог."Непойманных"-то есть свободных,а уж "дорога" в нашем поэтическом языке трактуется сколь угодно широко!Таким образом,поэт желает своему покинувшему сей мир соратнику находиться в движении(в противовес такому явлению,как "конец пути"),претерпевать бесконечные реинкарнации.
15,16 К тебе/Под ноги.В этом стихе есть и библейское эхо,и наше,фольклорное.Позже русские купцы(дельцы)кощунственно извратили сей обряд,бросая к ногам любимых материальное(Парфён Рогожин бросил к ногам Настасьи Филипповны(Магдалины)засаленные "тыщи".
У Летова же повторение сего обряда в девственной,в соратнической чистоте(к вопросу о том,что Летов исключительно ёрничал и глумился).
17,18Чтоб ты сумел их приручить/Навеки-приручить непойманные дороги(именно приручить,а не поймать)-может обозначать примерно то же,что и сделаться другом свободы(не насильником).Об этом же и последующие стихи-
19,20Чтоб не кончался горизонт/Повсюду-любые ограничения извне собственного "Я" были ненавистны и смешны Летову.Хорошо известны его положительные отзывы о психотропных препаратах(которые он не считал наркотиками и даже воспел в песне "Слава психонавтам!",известна так же его радикальная позиция в отношении суицида,позиция насквозь экзистенциалистская("в определённых условиях самоубийство одиночки есть подвиг").
21,22Чтоб ты сумел их приручить/Навеки-замечательный приём!Летов закольцовывает дороги,тем самым делая их бесконечными.
Третья строфа содержит 28 лексических единиц(основная часть из всё тех же 17-какая академическая выверенность формы!-подвальная из 11).Существительные:строк,дорог,ноги,горизонт."Дорог"и"горизонт" прочитываются как в прямом,так и в метафорическом смысле;"ноги" явно,на мой взгляд,растут из обрядовости(ещё прежде-из мифологии);"строки" для поэта и метафора,и смысл,и молитва,и Бог,-потому "строки" в одном ряду с метафорой и обрядом.Только два прилагательных(никакого украшательства!)-"спелых","не пойманных",безусловно,вырастающие до эпитета.Впервые в тексте появляются наречия(дважды "навеки"-то есть уже навеки вечные,однажды "повсюду")-следует обратить внимание,что наречия опять же призваны расширить временные и пространственные горизонты текста и подаренной автором свободы для своего соратника.Опять же минимальное количество глаголов и глагольных конструкций(действие не физическое,но метафизическое!оно и выражается совсем иными средствами):"сумел приручить","не кончался"(глаголу здесь надлежит выполнять ту же роль,что и наречия),"сможешь приручить"(это не повторение,но приём синтаксического параллелизма,который Летов всегда использовал очень широко.

Мы предприняли попытку рассмотреть любовную(антилюбовную)лирику Егора Летова на примере(сквозь призму) одного текста.Я не стану делать выводов в конце статьи по двум причинам.Во-первых,хочется привлечь к сотворчеству читателя.Во-вторых,любой вывод в какой-то степени есть диктат,попытка вогнать реку в берега.Анализируя свободолюбивые тексты Летова именно этого хочется избежать.Да здравствует половодье!

Послушать песню "К тебе" в исполнении Егора Летова можно здесь:

http://www.youtube.com/watch?v=vCDgTDqzyeo






Отзыв:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло.
Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Пользователь: Пароль:
 
Современная литература - стихи