Не высоко я ставлю силу эту: и зяблики поют. Но почему, не подчиняясь воле и уму, я возвращаюсь к этому поэту?
Любви там вовсе нет, пейзажей мало, - там одиночество, мешок обид, но как душа красиво говорит... И тот же вечный поиск идеала.
Я чувствую здесь звонких рифм биенье. Что из того, что голос глух и груб? Поэзия без сердца – просто труп, букет цветов, где проступает тленье.
Дни хмурые идут и грусть земная всё шепчет: и тебе настанет срок. Но я теперь уже не одинок, и счастлив был, его словам внимая.
2009
«Я так давно родился…»
Творчество Арсения Тарковского — великого поэта ХХ века — оказалось слишком объёмным, чтобы получить достойное признание и у себя на родине, в Украине, и в России, где он прожил большую часть жизни.
Тарковский по своим корням многонационален, в его родословной: поляки, украинцы, русские, но он на самом деле не принадлежит ни России, ни Украине — он принадлежит Времени. Поэту принадлежит мир, ему принадлежит Слово, которым он этот мир преображает.
Арсений Тарковский — не официозный поэт
На протяжении многих лет его замалчивала официальная критика, потому что при социализме поэты, писавшие о тайнах Времени, о Вселенной, о Боге, были не нужны, даже опасны. После смерти Арсения Тарковского в 1989 году (не взирая на государственную премию 1989 года за сборник «От юности до старости») он по-прежнему остаётся в тени. По словам его дочери Марины Тарковской, Арсений Александрович, как представитель трагедии своего времени, продолжает расплачиваться за утраченную преемственность в культурной традиции.
Но есть и признание — оно в сердцах любителей истинной высокой духовной поэзии. Кто прочитал его стихи хоть однажды, тот обожжён его словами до глубины души. Те, кто его полюбили, полюбили навсегда.
Для поколения 60-х, 70-х, 80-х годов Арсений Тарковский был культовым поэтом (хотя как поэт он был известен в литературных московских кругах, уже начиная с середины 30-х годов). «Культ» поддерживался в других республиках, не только в России, но и в Украине, в Белоруссии. Благодаря титаническому переводческому труду, помогавшему читателю знакомиться с поэзией Востока, он стал одним из немногих, кто укрепил и обогатил диалог между культурами.
Его сборники из переведённых им стихов кавказских поэтов выходили в Грузии и в Армении. Его оригинальные стихи переведены на итальянский и голландский, немецкий и французский, даже на японский языки.
Поэзию его можно сравнить со средокрестием, в котором взаимно пересекаются вертикаль «Прошлое — Будущее» и горизонталь «Восток — Запад».
И лишь нашим соотечественникам не то, что до страны Восходящего Солнца, но и до Москвы, и до Санкт-Петербурга далеко, как до звезды. Не издаются в Киеве стихи Арсения Тарковского ни по-русски, ни в переводе на украинский. И приходится нам с вами сетовать, как и римлянам, что не услышат они боле песен изгнанного Овидия (чья судьба так похожа на судьбу изгнанного из своего времени и пространства Арсения Тарковского), хоть он и сам предсказал этот печальный факт:
Обо мне земля давно забыла, Хоть моим рифмовником жива.
Но почему-то хочется, чтобы прикоснуться к его стихам могло и поколение грядущее, чтобы число его поклонников росло. Может быть, потому что его стихи заряжают силой правды и преображения? Может, потому что несправедливо: не издаются его книги на родине, в Украине?
Основные его сборники выходили в Москве. И первый «Перед снегом» (1962), несмотря на небольшой тираж, сразу же принёсший поэту широкую известность, и второй «Земле — земное» (1966), и великолепно изданный «Вестник» (1969), вознёсший его на гребень популярности, и все последующие — вплоть до собрания сочинений в трёх томах 1991 г .
Что деньги мне? Что мне почёт и честь В степи вечерней без конца и края? С Овидием хочу я брынзу есть И горевать на берегу Дуная.
В его родном городе Кировограде до сих пор нет памятника великому земляку. На 15 лет завис в воздухе вопрос о переименовании улицы в его честь.
Родился будущий поэт 25 июня 1907 г. в Елисаветграде, в чадолюбивой семье Александра Карловича Тарковского, народовольца, знавшего 7 иностранных языков, прививавшего детям любовь к театру, к музыке, к поэзии.
Тарковский всю жизнь был связан с родной землёй духовными узами. Он любил украинскую поэзию, она была ему знакома с детских лет.
Он с особым волнением вспоминал Елисаветград. Его воспоминания о детстве в Елисаветграде были светлыми и проникновенными, что нашло своё отражение в стихах и прозе.
Он гордился этим городом, говорил, что город Елисаветград маленький, но дал двести членов союза писателей. Конечно, среди них были писатели разного сорта, но всё же и сам Тарковский оттуда. Многие учёные и деятели искусства вышли из Елисаветграда.
Елисаветград до революции был уникальным культурным центром, куда приезжали с гастролями великий композитор и пианист Ференц Лист, Фёдор Шаляпин, Ольга Комиссаржевская, поэты Фёдор Сологуб, Андрей Белый, Игорь Северянин. Здесь родился театр украинских корифеев. Образ родного города «раненым ангелом» навсегда останется в поэзии Тарковского, а степь, взлелеявшая детство и юность поэта, окрасит его лирику космическим мироощущением, станет прообразом ойкумены и Вселенной.
Он боготворил Сковороду, любовь к которому ему передали отец Александр Карлович и его друг, доктор Афанасий Михалевич.
Имя украинского философа-правдолюбца в ранних и поздних стихах Арсения Александровича станет символом духовного подвижничества. Ощущение свободы, как настой степных трав, особой субстанцией насыщало плоть и кровь далёких во времени, но близких по духу поэтов Арсения Тарковского и Григория Сковороду. Они шли по одной дороге — скорбной и радостной, открывая в душах людей простор, похожий на бескрайнюю степь. Елисаветград — степной город. И эта парадоксальная топография ощущается в лирике Арсения Тарковского. Он — поэт города и поэт степи. Поэт, который стремится к вершинам мирового искусства, и поэт, утверждающий свободу важнейшей ценностью.
Тарковский поэт-философ
Даже его судьба «выстроена» как философское произведение. Он не поддавался искушениям времени, а их, как известно, всегда немало. В советские лукавые времена стать признанным поэтом означало забыть о правде. Но именно ей присягнул Тарковский раз и навсегда, чтобы долгими годами внутреннего напряженного труда довести её до наивысшей концентрации. Ничем он не запятнал своё чистое имя, явил судьбу, достойную уважения и восхищения. Он «уберёгся от искушений». А в этом и состоит истинный подвиг художника. Поэт оставался строгим и верным себе мастером именно в ту эпоху, когда произошёл упадок требовательности у самих поэтов.
Арсений Тарковский на свою судьбу не сетовал. Он относился к ней как истинный рыцарь к Прекрасной Даме: стойко, мужественно и благородно. А получал от неё сполна лишь потерю за потерей. Кроме общих с народом испытаний — революция, голод, войны, прибавилось много личных: в гражданскую погиб старший брат, в Отечественную гвардии капитан Тарковский потерял ногу, в 1946-ом уничтожена вёрстка первого сборника стихов — «до лучших дней», которые растянулись ещё на 16 лет.
Остриём духовной мысли его поэзия направлена к вершинам мировой культуры. Поэт-философ показал, что для постижения минувшего необходимы не меньшие усилия, чем для создания будущего. Прошлое, по Тарковскому, располагается впереди, и его воссоздание — основная задача творца:
Я клятву дал вернуть моё искусство Его животворящему началу.
Арсений Тарковский понимал культуру как меру ответственности человека за всё происходящее в мире. Культура, по его мнению, огромна и бесконечна.
«Мы участвуем в разговоре, начатом во времена Адама. На каждую реплику, звучащую тысячелетия, мы должны дать свой ответ или поставить свои вопросы», — говорил Арсений Александрович.
Его поэзия диалогична — не только по форме, но и по внутреннему принципу. В стихах перекликаются, беседуют целые исторические эпохи. Он смотрит как бы «двойным зрением», видит историю и глазами современника, и глазами воображаемого предка-«историка». Чувство историзма — это не только проникновение в глубь веков, но и дар прорицания.
Как истинный поэт Тарковский «рифмует» времена. Он находит «сродное», в двух или нескольких эпохах и находит в них кристалл, который не разрушается, соприкасаясь с сиюминутностью.
Творчество Арсения Тарковского убеждает в том, что и культура, и время обладают силой, постоянно притягивающей к себе сердца людей. Вершины искусства, как бы далеко они не находились и какими бы близкими не казались, всегда высоки, всегда трудны, всегда вожделенны. Они вечно впереди, так же, как и время. Поэту удаётся наделить жизненной реальностью давно ушедшие времена и культуры. Он верит в глубокую внутреннюю связь эпох, минувших и грядущих. Узнать время, понять его сущность, означает прикоснуться к Непреходящему и живому.
А стол один и прадеду, и внуку: Грядущее свершается сейчас, И если я приподымаю руку, Все пять лучей останутся у вас.
Маргарита Черненко
|