ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. |
Стихи |
Проза | Критика |
Авторы
Все стихи
Отзывы на стихи
ЛитФорум
Аудиокниги
Конкурсы поэзии
Моя страница
Помощь
О сайте поэзии
|
В горизонтальных хрупких зеркалах
От Gurnalist
Иван! По Вашей настойчивой просьбе я не просто посмотрел и очень внимательно несколько раз прочёл Ваше стихотворение, но и вторично (!) пишу на него более чем развёрнутую рецензию. Для человека крайне занятого и патологически ленивого это - подвиг...)))))
Согласился лишь из-за того, что Ваша просьба касалась именно белого и вольного стиха, относительно которых среди пишущей братии существует слишком уж "белое" и "вольное" понятие. Белое - потому что буквально единицы знают точное определение и параметры этого жанра поэзии; вольное - потому что от не знания, а зачастую и невежества, многие слишком вольно интерпретируют понятие "вольные стихи". К тому же, немало (даже маститых и заслуженных) поэтов напрочь отказываются признавать за белыми и вольными стихами право называться поэзией. Это и понятно. Достойных примеров (в классической литературе тоже) почти нет, а то что в Инете выходит в этом жанре вызывает в лучшем случае полное недоумение и желание согласиться с теми, кто выступает за их полное отрицание. Я не ставлю своей задачей читать лекцию о различии белого и вольного стиха, об особенностях нерифмованной поэзии. Сегодня я просто (по Вашей настойчивой просьбе!) разбираю Ваше стихотворение, написанное в жанре "белый и вольный стих". Вы не ошиблись, обратившись ко мне, так как мало в Сети поэтов, написавших в этом жанре столько стихов, сколько "их у меня".))))))))))))))) Кстати, я хотел в личку, но Вы почти настояли, чтобы здесь. Итак: Когда глубокой осенью в природе Дни повернут с прохлады на морозы Не очень удачное выражение "с прохлады на морозы". Фактологически, возможно, верное (хотя в средней полосе России, на Урале и в Сибири глубокой осенью" уже не прохладно, а именно морозно, и даже бывает куда холоднее, чем собственно зимою), но для создания поэтического образо явно мелковатое. И вот замёрзнет до весны под небом Речная и озёрная вода, А здесь "под небом" явно лишнее определение, ибо - почему именно под небом? А не под небом не замёрзнет? К тому же, слово "вот" ощущается, как нечто, добавленное для "пополнения" слогов в строчке. (У Вас в стихотворении слово "вот" читается в том смысле, что "и вот, в результате каких-то событий, произошедших ранее, замёрзнет до весны речная и озёрная вода..." Но дело в том, что у вас ранее НИЧЕГО не происходит). Тогда волшебные на водах отраженья Исчезнут, все восторги унося... Ниоткуда появляются "волшебные на водах отраженья". Согласитесь, что "волшебные отражения" - явление не типичное, и читателю необходимо дать "наводку" на то, что это за отражения, откуда и как они появились на водах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Для чего многоточия? У меня ОЧЕНЬ богатое воображение, но, простите, объяснить не смог... Чтобы с весны -ах!- отражаться снова В горизонтальных хрупких зеркалах. Иван! Я правильно понял, что "с весны отражаться" относится к "волшебным на водах отраженьям"? И что они "ах!- отражаться снова" будут тогда, когда "замёрзшая до весны под небом речная и озёрная вода" снова оттает? Тогда почему "горизонтальные зеркала" рек и озёр весною стали хрупкие? Это свойство расстаявшей и текущей воды?............ И как-то не очень смотрится и звучит "отраженья будут отражаться снова". А теперь посмотрите на ритмику своего стихотворения: Когда глубокой осенью в природе (11 слогов) Дни повернут с прохлады на морозы (11 слогов) И вот замёрзнет до весны под небом (11 слогов) Речная и озёрная вода, (10 слогов) Тогда волшебные на водах отраженья (13 слогов) Исчезнут, все восторги унося... (10 слогов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Чтобы с весны -ах!- отражаться снова (11 слогов) В горизонтальных хрупких зеркалах. (10 слогов) Данные параметры нужны для того, чтобы определиться: это, всё-таки белый или вольный стих? Различие в том, что у белого стиха ритмика должна быть чёткой, как в рифмованном стихотворении, а у вольного допускается отхождение от статичности, но в допустимых пределах. И в том, и в другом случае строчки ДОЛЖНЫ ПЕТЬСЯ! Весь стих ждолжен быть прежде всего музыкальным. В Вашем случае это проблематично. Тем не менее, мне Ваше стихотворение понравилось, и если бы не необходимость разбирать его "по косточкам", я бы сказал: "Иван! Ваш стих создаёт хорошее настроение!" И в заключении, хочется привести слова Сола Кейсера: "ВАШИ работы не становятся лучше, если работы Вашего критика плохи". 05/04/2010 17:34
От Иван Малов
Благодарю за развёрнутую рецензию. Факультативно же попрошу в ординарном порядке прочесть стихотворение "От пожара..." ( вольный или свободный стих ) - больше стихотворений из этого разряда нет у меня. И.М. 05/04/2010 18:15
От Gurnalist
Иван! На этот стих (я его прочёл) у Вас много отзывов весьма положительного характера от уважаемых мною авторов. Думаю, не корректно будет смотреться на их фоне мой разбор. Да и напомню Вам: я - лентяй. Мне просто некогда.
С уважением... 05/04/2010 20:22
От Иван Малов
Валерий, всё чо как - нормально! В аккурат сегодня я сделал ссылку на страницу с другого сайта (см.). Там на стихотворение "Когда глубокой осенью..." есть немало рецензий... "От пожара..." - то же. С уважением, И.М. 05/04/2010 20:39 << < 1 > >>
|
|||||||||
|