ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Часть 4 Штабной ординар

Автор:
Автор оригинала:
Гульнев Николай
Жанр:
ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ
ШТАБНОЙ ОРДИНАР

Известно суждение Наполеона о равновесии «ума и характера» для воена-
чальника. Такое же равновесие «ума и характера» должно быть свойственно и
представителям Штаба флота, особенно для Северного. В чём специфика Штаба
Северного флота? Театр плавания и использования сил флота для боевой подго-
товки ограничен небольшим пространством и глубинами, что налагает особую
ответственность на Штаб флота. Выходы и входы в Базы, организация использо-
вания полигонов в условиях Севера сопряжено с высоким риском. Так как всеми
атомными лодками управляет Штаб флота, на него и ложится ответственность
за соблюдение мер безопасности. Отсюда следует, что Начальник Штаба флота и
офицеры штаба должны иметь высочайшую подготовку.
Мне довелось непосредственно наблюдать деятельность 4-х начальников
штаба флота, трое из которых были назначены с должностей Командующих фло-
тилий, а один из них – адмирал В.Н. Поникаровский с должности Начальника
Штаба ЧФ, а до этого прошедший школу оператора в должности зам. началь-
ника ОУ ГШ ВМФ. Деятельность В.Н. Поникаровского разительно отличалась
от деятельности других Начальников Штаба – у него было в достатке не толь-
ко «ума и характера», но и высокой операторской подготовки. Фактически, В.Н.
Поникаровский окончательно сформировал школу успешного и безаварийного
использования атомных подводных лодок. Жаль, что на его багаже штаб флота
жил приблизительно до 1985 года. Подобных себе В.Н. Поникаровский подбирал
на должности начальников ведущих управлений – это начальник УБП контр-ад-
мирал И. Швецов, начальник ОУ контр-адмирал В. Дудин и другие. После ухода
В.Н. Поникаровского на ведущие должности нередко назначались удивительно
посредственные начальники. В.Н. Поникаровский лишён чванства и высокоме-
рия. Когда понадобился во время инспекции Министра Обороны корабль – цель
для атак инспектируемыми подводными лодками отряда боевых кораблей (ОБК),
он лично приехал на крейсер «Мурманск», стоявший после докового ремонта в
пятисуточной готовности, и решал все организационные вопросы, связанные с
кратчайшим выходом корабля в море. А мог бы и команду дать! Кстати, что ка-
сается крейсера «Мурманск», то этот корабль, особенно в период командования
им П.Г. Святашовым (впоследствии НШ ЧФ, вице-адмирал) успешно обеспечил
подготовку командиров ПЛ. Пожалуй, нет ни одного командира из многоцелевых
ПЛ, кто не выходил бы в атаку по крейсеру «Мурманск».
Если исходить из пользы дела, на должности НШ СФ не должно быть случай-
ных людей. Видимо, их целесообразно назначать после службы в ГШ ВМФ, чтобы
начальник штаба не вздрагивал от звонков, исходящих из Главного Штаба от клер-
ков, знал, что такое Главный Штаб и не боялся отстаивать интересы своего фло-
та. К сожалению, с середины 90-х годов должность НШ СФ виделась карьерным
трамплином, что привело к гибели ПЛ ПЛ «К-219», «Комсомолец» и «Курск».
Меня сейчас некоторые «Герои» трагедии «Курска»пытаются упрекать за
стихи в книге «Крест косой Андреевского флага», где я утверждал, что «Курск»
погиб не от мин и не от лодки НАТО, а предположил, что лодке не «хватило
глубины», не зная на момент написания стихов истинных причин гибели «Кур-
ска». Они пытаются оправдать себя тем, что «в целях экономии моторесурса»
179
дали «Курску» этот район, т. е. сознательно нарушили «Правила использова-
ния полигонов». Враньё и жалкие оправдания. Сместите точку гибели «Курска»
западнее на 15 миль, а южнее на 10 миль и она окажется на глубинах под 200
метров. Просто стыдно и трудно признаться, что прошляпили, проглядели все
– от УБП до Начальника Штаба флота, а КП флота не подстраховал. Мне недав-
но один из «адвокатов» заметил: «А чтобы изменилось, если бы «Курск» погиб
на глубине 200 метров?» Я отвечаю, что факт нахождения лодки на 100 метро-
вой изобате говорит о потере навыка и великой школы Штабом флота. Нас учил
адмирал В.Н. Поникаровский, что «лодка должна ходить и погибать по науке»,
т.е. каждый на своём уровне должен выполнить свои обязанности – командир,
НШ флота, КП флота, Комфлот. Так как от случайности никто не застрахован, то
должны быть исполнены все закономерные вещи. Примеры: «Правила использо-
вания полигонов» запрещают одновременный выход и вход атомных ПЛ в Мо-
товский залив. ОД СФ нарушил это правило, в результате чего столкнулись ПЛ
«К-140» и «К-373». При возвращении с боевой службы ПЛ «К-308» по ФВК-3, ко-
мандира не предупредили о том, что слева в полигоне находится ракетный крейсер
«К-490», что привело к столкновению этих лодок, к счастью без последствий. Вот
что такое Штаб флота и КП! Меня можно упрекать, что я не подводник. Да, это
так. Но 7 лет по моим маршрутам, утверждённым НШ СФ, ходили все атомные
ПЛ в полигонах БП. Я твёрдо знал, что если бы по моей вине лодка оказалась на
100-метровой изобате, меня бы немедленно сняли с должности. Не хочу казаться
и быть умнее тех, кто сейчас служит в Штабе флота. Не вина их, а беда, что они
потеряли школу и навык. Опыт и навык – это не багаж, который хранится в чемо-
дане, опыт и навык всегда в действии. Но когда флот стоит, откуда навык и школа?
По этому поводу в своей книге «Россия – Русь, последняя свобода» я написал:
«А «Курск»?Ты «Курск», поэт, не трогай –
Его губила вся страна!»
Сейчас уместно провести аналогию между состоянием флота с состоянием
Западного Особого военного округа на момент 22 июня 1941 года. Сталин за свои
ошибки не простил Командующего Округом генерала Армии Д.Г. Павлова – рас-
стрелял его, также и Путин за прохлопы руководства страны крайними назначает
Командование Северным флотом. Суд, который закончился над Комфлотом Г.А.
Сучковым – тому пример.За развал страны Ельцина не судили, за взрывы в Моск-
ве, за гибель людей под крышей Аквапарка, за сгоревший «Манеж» спроса нет ни
с мэра, не с господина Президента. Вывод один – в условиях безвременья нельзя
идти ни на какие сделки, всё исполнять по уставу и по закону. Есть ресурсы на
один корабль, он должен ходить в море. Нет ресурсов – уходите в отставку, как это
сделал адмирал Н.С. Мордвинов, морской Министр в 1802 году.
Флот практически за последние 10-12 лет избавился от всех адмиралов, не
согласных с политикой Кремля. Подбор идёт по принципу преданности. Флот в
угоду власти занимается «показушными мероприятиями» – то в Индийский океан
идёт «на честном слове и одном крыле», то новый Министр «летает» на «ТУ-160»,
после чего он гробится, то к визиту господина Президента подают крейсер «Мо-
сква» или БПК «Чабаненко», то выводят на рейд ТАВРК «Кузнецов» без хода, то
на Балтике собирают жалкие брежневские остатки для Президента. Невольно хо-
180
чется сказать: «Держат флот, едрёна мать, чтобы рейтинг поднимать!» или «Флота
нет, но есть уже всё же яйца ФАБЕРЖЕ». Должна быть система повседневной БП,
далёкой от показухи. Энергия у командования флотом и офицеров одна – если
что-то ушло в «свисток», то немедленно скажется трагедией (пример гибели «К-
159» и позорного провала, опять-таки, показушных ракетных стрельб). Остаётся
только сказать:

«Жаль ракеты, словно ком,
Поперёк застряли!
Убедил вождя Главком –
Мы и не стреляли!»

В России с 1816 года по 1826 год было совершено около 15-ти успешных кру-
госветных плаваний, а мы через 200 лет после кругосветок и за последние 15
лет вышли в Индийский океан и кричим, как о достижении. Стыдно и обидно
смотреть на вас, господа Главкомы, Министры и Президенты. Господин В. Путин
и не представляет пропасти, в какой находится флот. Но Главком и Министр не
пытаются поставить вопрос ребром или уйти в отставку. Только принципиальная
позиция Главкома заставит Кремль задуматься о проблемах флота. Более того,
нет кораблей, но на глазах продолжается развал системы подготовки кадров для
флота. Здания училищ разваливаются, быт ущербный. Как можно на фоне нефтя-
ных и газовых офисов содержать в бытовой нищете будущих защитников Родины,
когда они не могут по настоящему помыться и, простите, «отправить естествен-
ные надобности». Нет училищ – нет проблем! Уже раздаются голоса, что можно
готовить штурманов в гражданских ВУЗах, да и вообще – зачем нужны Училища?
«Сословный Мандаринат» готов забрать под свои конторы Адмиралтейство, зда-
ния Училищ – их интересует только нажива. Их дети учатся и живут за границей,
а Россия нужна, как полигон, где проводят антироссийские реформы, где убивают
и зарабатывают деньги.
В дни юбилеев модно вспоминать Петра Великого и его детище – Флот. Ис-
тория сохранила случай, когда церковный вития Платон в Петропавловском Со-
боре, во время молебна по поводу победы при Чесме, сошёл с амвона и ударил
посохом по гробнице Петра Великого, призывая: «Восстань и воззрей на своё
детище – Флот!» Но один из деятелей Екатерины Великой, зная состояние флота
сказал: «Если Пётр встанет, он всем задаст!» Так что, господа, опасайтесь при-
зывать Петра!
Сейчас модно говорить, что флот и раньше не был готов. Что американцы сле-
дили за нашими лодками, даже в терводах следили за «Акулами», что ракетами
«Томагавк» американцы могли уничтожить весь флот. Напоминаю придуркам и
неучам, а возможно, сознательным фальсификаторам, что война внезапно начи-
нается для тех, кто живёт в «шорах» мирных договоров. Нарком Н.Г. Кузнецов
показал, как надо готовить флот к войне. И уверяю всех, что о периоде, который
охватывает моё повествование, у руля флота стояли достойные адмиралы. И даже
10% ядерной мощи Северного флота хватило бы для того, чтобы Америка стала
«глухой и слепой». Напоминаю, что в этот период Северный флот в ходе боевой
подготовки выпускал до 30-ти баллистических ракет в год с высокой точностью,
как правило с оценками «5» и «4».
181
Жива российская привычка, даже если ты виновен, оправдывать свои дейст-
вия. Нельзя забывать, что можно быть и умным, и образованным, и Героем, но
когда ты причастен к гибели такой лодки, как «Курск», надо хотя бы промолчать.
Всё свершилось. Несите достойно свой крест, господа. Иногда ставьте себя на ме-
сто отцов тех моряков, которые погибли на «Курске». Понятно, вы не обучались
в Пажеском и Кадетском корпусах, и до сих пор считаете, что формула: «Честь
имею!» означает, что это вы имеете честь. На самом деле, если поглядеть в «Сло-
варь русского языка» С.И. Ожегова – это есть «формула вежливости в речи, обра-
щённой к вышестоящему лицу». Напоминаю это для того, чтобы ваши ошибки не
повторяли будущие адмиралы.
Начальник Штаба и Комфлот должны работать в единой связке, первый не
должен считать, что он уже Комфлот, а второй – что он уже Главком. Напоминаю
некую статистику для будущих НШ Северного флота (для тех, кого уже сняли,
напоминать бессмысленно – они всю жизнь будут считать, что пострадали без-
винно). Из 28 Начальников Штаба СФ за всю его историю, ни один Начальник
Штаба отдельно от Командующего СФ не снимался, а если снимался, то вместе
с Командующим. Так, вместе с В.П. Дроздом был снят И.Ф. Голубев-Монаткин,
вместе с В.И. Платоновым снят В.И. Сурабеков (кстати, основная вина за столк-
новение крейсера «Чапаев» и эсминца «Осмотрительный» в марте 1952 года ле-
жала на Сурабекове), вместе с В.А. Поповым снят М.В. Моцак. За всю историю
флота только три Начальника Штаба стали Командующими – В.И. Платонов, В.Н.
Чернавин и О.А. Ерофеев. Два бывших Начальника Штаба стали Командующими
СФ, но после прохождения службы в другой должности – это А.Г. Головко и Г.М.
Егоров. Следует заметить, что совсем недавно Начальник Штаба и Командующий
СФ были похожи на телезвёзд. А кому это нужно на фоне убогого флота?
Кое-что о кадровой политике. Непонятно, как Начальник Штаба флотилии,
прослуживший на многоцелевых лодках, становится Командующим 3 флотилии,
а потом и Начальником Штаба флота (при нём погибли «К-219» и «Комсомолец»).
Непонятно, как Командующий 1-ой флотилии через год с небольшим после ги-
бели лодки «Комсомолец»» становится Начальником Штаба флота. Это результат
кадровой политики бывшего Главкома ВМФ В.Н. Чернавина.
Не хочу умfлять ничьё достоинство, но утверждаю – адмиральские звания
и звания Героев, полученные флотоводцами при СССР, были весомее, чем при
Ельцине. И кто тут и кем только не стал.
Говорят, американцы в аттестациях указывают такое качество офицера, как
«везучий» и «невезучий». В этом есть глубочайший смысл. Если исходить из это-
го постулата, наш Главковерх «невезучий» – посетил Северный флот в апреле
2000 года, в августе погиб «Курск», посмотрел показное учение на Балтике летом
2003 года с участием кораблей СФ – в августе погибла «К-159», вышел в море на
учение кораблей СФ – ракетная стрельба лодки была сорвана.
Всё, о чём я пишу, знаю досконально. Ещё неизвестно, кто полезнее для флота
– посредственный Начальник Штаба или высокоподготовленный офицер Штаба
флота. Но давно известно – только настоящий начальник Штаба имеет настоящий
штаб. Флоту нужны новые Поникаровские, Голосовы, Святашовы, Искандеровы,
Швецовы. Их надо готовить и подбирать заранее, исключая всякую случайность.
Честность, профессионализм, прямота, умение действовать в критической ситуа-
ции – вот основа. Да будет так!




Читатели (200) Добавить отзыв
 
Современная литература - стихи