ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Читальный зал.Выпуск 4

Автор:
Автор оригинала:
журнал
Жанр:
Здравствуйте, друзья!
Перед вами четвёртый выпуск нашего журнала.Хочу напомнить, что журнал сей-дело общее, потому ваши работы(заметки, мысли)на поэтические темы будут публиковаться.Пока же предлагаем ознакомиться с данным выпуском.

СОДЕРЖАНИЕ.

1."О смысле и соли поэтического текста".Этюд.-Присутствую.
2."Православно-метафизическое,открытое письмо моим друзьям".Этюд.-Присутствую.
3.Любовная (антилюбовная) лирика Егора Летова на примере текста песни "К тебе".-kirsanov99.

А вот,собственно,и сами статьи.

"О СМЫСЛЕ И СОЛИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА".ЭТЮД.

Автор:ПРИСУТСТВУЮ.

Бурич выделил четыре основные разновидности по степени "ясности" смысловых конструкций в поэтическом тексте: тёмно о тёмном, светло о тёмном, темно о светлом, и светло о светлом. И по сей день, кажется, наиболее предпочитаемые из них читателем да и писателем - две последние... Очевидно, диктуется это, прежде всего, общей востребованностью... ради индивидуального психологического удобства и
безопасности потребления художественного (лирического) текстового материала, -- по аналогии опыта с семантическими построениями, имеющими чисто прикладное значение. То есть -- обычный читатель ждёт от писателя "понятности", совершенно, в качестве неотъемлемой меры информации -- как от какой-нибудь статьи закона, или же содержания коммерческого договора, или пускаясь в дебри учебно-научной литературы, а в быту - исследуя инструкцию по применению огнетушителя или пылесоса, расписание авиарейсов, ресторанное меню и т.д. и т.п. Проще говоря, публике нужен смысловой стриптиз смысла. Возвращаясь от политики и кулинарии -- отчаянным бумерангом -- к художественной литературе и, прежде всего, к поэзии, хочу сказать, что публичный "успех" продуктов словотворчества наблюдается мной, в основном,
в тех бескрайних в своей кромешности джунглях, где обитает и хозяйничает этот самый "смысл", который и благословляет наличие в стихотворении сюжетной курвы рассказа. И ладно, если бы "понятность" стихотворения определялась привилегированно -- признаками, конвенциально культивируемыми в официальном ТЕАТРЕ жанра( пейзаж, портрет, исповедь, пародия), -- так нет, это уже давным-давно сам себе ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЖАНР ПОСЫЛА и ВОСПРИЯТИЯ, господствующий всем НАД. Думаю, нет ничего худого в повествовательности как таковой -- например, в детальности описания усатым пожарником уныло-томного вечера накануне московского пожара или в перечислении закарпатским егерем подробностей лирического приключения на хуторе. Худое в том -- чем смысл превращается в этот "жанр". Кавычки - лишь освещение факта сужения понимания смысла как необходимого предмета(или предмета первой необходимости), но - сложной категории; сужения, скорее всего, идущего от недостаточной творческой отдачи читателя-писателя, или ещё злее -- от привычной вялости душевного движения навстречу настоящему... Профессионал, если он, дополнительно, одарённый художник, давно поражён в сердце глубиной серьёзности работы над СМЫСЛОМ на всех этапах создания текста, и верен необходимости, при этом, по возможности хранить место своего алтаря как можно дальше и дольше от несанкционированного и преждевременного проникновения невесть-какой "понятной лирики". Смысл об эту пору расценивается им, исключительно, как многофункциональная СВЕРХ-ЗАДАЧА, понимаемая в себе -- как инструмент и материал, при помощи которых поднимается и прочитыва е т с я! уникальная история вдохновения... По-моему, СМЫСЛ стихотворения есть -- АГРЕГАТ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, включающий множество компонентов... где всегда будет в первом ряду, например, самоценная ЯСНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ синтаксических конструкций -- вне всякого интелектуального торга, их внекопромисность и неповторимость, и ещё чуть-чуть невообразимость; нетривиальность и широта использования словаря, интересная и неслучайная интонированность всего этого; и, наконец, бескорыстно вовлечённая сердечная щедрость... В итоге получаются -- парадоксальным образом возникающие текстуально-выпуклые пластические события стихотворения, взаимо-зависимо сотканные в рассказ о чём?... Подобная организация текста более всего, на мой взгляд, способствуют также и возможности увидеть, наконец, нечто интересное и в самой обыденности сюжетной линии. В общем, если стихотворение целиком свершилось! как того требовало вдохновение, то вкушение сего хлеба будет гарантированно предсуществовать мгновению непосредственного возрождения СЛОВА, -- когда безнадёжность статуса "служебной части" речи отменяется явлением единственно возможного имени -- вербально видимого и осязаемого предмета, -- и это вполне серьёзно... а дальше...
С таким хлебом -- до самой соли поэзии... Несколько тавтологично, но эта соль обязана проникновению в знаковое тесто -- горячего пота ПОЭЗИИ. К счастью, имеется такой печально известный термин -- ПОЭТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ(общий для всех стилей и жанров). Кто-то скажет в этой связи, пространно и неопределённо, -- только о чувстве, эмоциях и т.д.. Верно, ТОНКОЕ ЧУВСТВО поэтического и является главным ОРГАНОМ, на который ощутимо воздействует этот едва уловимый элемент, который, до поры, сокрыт внутри(если вообще там есть)сюжетно-смысловой оболочки, -- и та, в свою очередь, колеблется -- управляемая утончённостью или изощрённостью автора -- между противоположными знаками шкалы ясности, упомянутой выше в связи с именем В.Бурича. Сам контекст в этой роли выступает скорее переносчиком ПЭ, -- как снаряд, доставляющий к цели основной заряд. В определённый момент контакта с текстом происходит реализация активной мощи, заложенной творцом и... искушённый читатель не понаслышке знаком с этим явлением. Настоящее стихотворение, то, которое явилось плодом союза ВДОХНОВЕНИЯ И ТВОРЦА, по сути, есть своеобразное магическое взрывное устройство, сочетающее в себе намерение и силу, если не разрушить, то пошатнуть или несколько сместить устои бытового, вульгарного интеллекта, выбить, хотя бы временно, опору привычного здравого смысла, чаще употребляемого нами для разрешения шкурного вопроса -- быть или не быть: выгодно-невыгодно, - по любому поводу.


ПРАВОСЛАВНО-МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ, ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО МОИМ ДРУЗЬЯМ
Автор:ПРИСУТСТВУЮ.

Я не знаю точно чем - веруется, но я знаю точно, что верую.
Для движения к Богу человеку на сегодняшний день дано всё. Как говорится, несколько перефразируя, "есть Бог и есть порог". Остаётся только одно - пойти. Нет проблем! Идём. Путь узок. Причём, понимание этого, близкое к тёплому, не то чтобы была проблема - в соблазнах мира сего. Поверьте, чему надобно сгореть - уже сгорело! А не сгорело - дотлеет, как надо и когда надо, будьте покойны... Не говоря, конечно, о крайностях маньяка и душегуба, слава Богу! Вопрос, по-существу, стоит о узости фокуса приложения к единственному делу - внутренних сил. И в какой-то момент нам бывает дано даже больше, чем достаточно. Отеческий "Институт"располагает всеми средствами - и для понимания, и для достижения... Кое-что я пробовал сам, вполне серьёзно(и надеюсь, этим не ограничусь). Рискну сказать следующее, главное и единственное значение "узости пути" - повышение, так сказать, градуса или интенсивности нашей веры. При этом, встречаемые препятствия, как ни парадоксально это звучит, могут иметь в выражении оба знака: как "благодаря", так и "вопреки". Я имею ввиду - там где борьба серьёзная, по гамбургскому счёту, "все - враги". Говорить на этом уровне, например, только об искушении искусством - просто несерьёзно. Даже смешно, мне - смешно. Впрочем, нам ещё нужно многое объяснять. Мы, человеки, погружены в природу, - практически, в своём естественном состоянии беспомощно недвижимы, будучи опутаны её неумолимыми законами. Естественно, недвижимы по отношению к спасительному шагу. Это, ведь, тоже нужно обьяснять. Дьявол, видимо, худо-бедно, но получше нас, - владеет средствами влияния именно через эту самую природу и, вероятно, не без знания её законов. Ближе к теме моего письма хотел бы выразить своё недоумение досадным недопониманием некоторых простых вещей. Необходимо также обращаю внимание на вынужденную свою краткость - я стараюсь максимально по-сути, в отведённом формате... Например, зачем искусство - вообще? Зачем, в частности - поэзия? Рискую кого-то сильно увлечённого ввести в напраслину, простите заранее! Простой здравый смысл показывает мне, что существует вообще некий рост внутреннего устройства познавательной системы человека. Грубо говоря - время разбирать головы врага... время - разбирать словесные построения. Миновать такую эволюцию, в общем числе, - вряд ли возможно. Но путь, сказано, - Царский! Так и ведите себя подобно царям. Увлекайте поэзией, искусством, - к хорошему и доброму, но не увлекайтесь... Самое главное - всегда впереди! Тем не менее, говоря так, я знаком со сложной проблемой для некоторых - совмещения искусства и духовного. Но это не та проблема. На самом деле, человек только хочет думать о сложности выбора между... и ловко обманывает себя. На вершине зрения нет выбора "между". Но есть готовность(решимость) идти... или её нет. А "искусство" в этой ситуации - только ширма, сами догадываетесь для чего. Но даже в свете такого понимания - нет никаких причин для уныния. Хотя, конечно, огонь этой борьбы не угасает никогда полностью. Ибо Сам Источник этого огня, по-видимому, негасим. И это просто здорово!


ЛЮБОВНАЯ(АНТИЛЮБОВНАЯ)ЛИРИКА ЕГОРА ЛЕТОВА НА ПРИМЕРЕ ПЕСНИ "К ТЕБЕ"
Автор:kirsanov99.

Сам термин "любовная лирика" в отношении Егора Летова выглядит если не смешно,то уж точно нелепо.Достаточно вспомнить "Ненавижу женщин(таких,как ты)","Превосходная песня" и другие антилюбовные(в значании антисексуальные)тексты поэта.В поэзии Летова совершенно нет женщин как объекта страсти и воздыханий.Да и в жизни поэта женщины были совершенными ангелами-соратниками,это касается и феноменальной сибирской поэтессы Янки(Дягилевой),и милого друга Натальи Чумаковой.
Весь яростный дар Егора Летова был направлен,как это может показаться,по вектору ненависти, пулемётного высмеивания,заклятия кипучей метафорой существа обывателя,его самолюбования:"ты,ведущий бля на новые подвиги"("Какое небо").Но это совершенно ложный путь-видеть в Летове исключительно бунтаря,панка,отрицателя(сам поэт сказал об этом в песне "Снаружи всех измерений"),захлёбывавшегося(и захлебнувшегося-таки)в горячечном гипербреду к Его Ничтожеству(обывателю).Созидатель Летов нежен и трогателен,как золотая тень-выскальзывает из грубых рук.В доказательство хочется привести песню "К тебе" с последнего прижизненного альбома "Зачем снятся сны".
Вот текст.

Егор Летов.
"К тебе".

Миллиарды синих птиц,
И нечитанных страниц.
К тебе,
На небо,
Где ты их сможешь отпустить
На волю.


Миллиарды вещих слов,
И беззвучных голосов,
К тебе,
В твой город.
Где ты им сможешь подарить
Cвободу.

Миллиарды спелых строк
И не пойманных дорог,
К тебе-
Под ноги,
Чтоб ты сумел их приручить
Навеки,
Чтоб не кончался горизонт
Повсюду.
Ведь ты их сможешь приручить
Навеки.

Начнём с заглавия.По жанру заглавие можно совершенно безошибочно отнести к любовной лирике(вспомним:"К N.","К Элоизе")и т.д.-примеров бесконечное множество.То есть Летов нам даёт понять,что это и есть его "любовная лирика".Альбом вышел с анонсированием :
"Светлой памяти Артура ЛИ и Сида БАРРЕТТА посвящается"-этих музыкантов,"исследователей звёздных пространств",Летов называет своими учителями.Потому песня,представленная как любовная лирика,является признанием в любви к своим соратникам(любви иной,горней и метафизической,о которой просто и высоко сказал другой поэт-Илья Кормильцев: "Есть одна любовь,та, что здесь и сейчас,есть другая,та,что всегда".
Теперь обратимся к собственно тексту.
1Миллиарды синих птиц.-очень интересная конструкция.С одной стороны,Летов с самого начала настраивает нас на реализм,используя вполне конкретное(бухгалтерски точное)числительное"Миллиард".С другой стороны,уже в первом стихе присутствует "синяя птица"(мы вспоминаем одноимённую пьесу Метерлинка,где синяя птица-символ счастья).Но не следует забывать и о том,что Летову во все периоды творчества была свойствена тончайшая фольклорная интертекстуальность,потому мы не можем не брать во внимание,что на Руси не было очень долгое время таких больших числительных,как "миллиард",а для обозначения огромных чисел использовалось определение "тьма"(вспомним тонкого Блока "Нас тьмы,и тьмы,и тьмы...").Именно потому первая летовская строка здесь читается совершенно в баладном,эпическом стиле:"тьма синих птиц...-к тебе".Так лирика вырастает до грозного эпоса.
2И нечитанных страниц-следует отметить,что автор использует синих птиц с нечитанными страницами в одной синтаксической конструкции,тем самым сближая их по значению,но не допуская их синонимичности."Нечитанные страницы",подобно неприрученным "синим птицам"-они свободны от изнасилования человеческим трактованием.Кроме того,"нечитанные страницы"-всегда подарок для друга-соратника(в среде интеллектуалов книга останется лучшим подарком ещё долго,хочется надеяться).
3,4 К тебе/На небо.
стих четвёртый поясняет стих 3,даёт представление о местонахождении друга,соратника(ангела,звезды).
5,6Где ты их сможешь отпустить/На волю-метафизический герой опускает на метафизическую волю метафизических птиц.Но следует обратить внимание на то,что акт отпускания на волю птиц совершенно реальный,встречается в обрядах многих народов.Таким образом,здесь мы наблюдаем смешение мифа и реальности,или возвышения(роста) реальности до уровня мифологии.
Такова первая строфа.Строфа максимально аскетичная(мы имеем только два прилагательных,которые скрыто претендуют на роль эпитетов("синих","непрочитанных").Всего 17 словоформ,из них 4 существительных(птицы,страницы,небо,воля),два упомянутых нами прилагательных,всего два глагола(сможешь,отпустить),но в одной конструкции(сможешь отпустить),1 числительное(миллиарды),3 местоимения(тебе,ты,их),5 союзов,предлогов,частиц(и,к,на,где,на).Существительные представляют собой тему,это магический квадрат,внутри которого происходит(непроисходит) действие.В нашем случае,это одушевлённое сущ."птицы"-безусловный символ,конкретное сущ."страницы",вырастающее в летовском тексте до уровня символа,и два абстрактных сущ."небо"и "воля".Друзья,обратите внимание,какие прекрасные существительные мы наблюдаем в первой строфе текста!Вот он,летовский дом.И как ничтожны теперь все разговоры о том,что Летов-поэт исключительно отрицания!
Прилагательные-способ раскрасить предметы,задать им нужную величину.Летов выбрал такие самовыражающиеся существительные,что их не только не надо приувеличивать с помощью прилагательных,им стоит добавить земной конкретики("непрочитанных"(страниц),а второе прилагательное поэт использует для создания мифа(птиц "синих"),тем самым погружая нас в столь любимую Летовым ночь интертекстуальности.
Глаголы задают действие,призваны рассказать нам о том,что происходит с предметами.Глаголы-основа фабулы.Как мы видим,первая строфа совершенно бесфабульная,здесь ничего не происходит,кроме торжества внутренней свободы героя(сияния).Всего лишь одна глагольная конструкция "сможешь отпустить"предполагает некоторую условность действия.В первой строфе,как в раю,ничего не происходит.Только свет,только небо и воля.
7Миллиарды вещих слов-именно этим стихом открывается вторая строфа.Если первая строфа представляет собой зачин,то в нашем случае и вторая строфа является зачином(весь текст есть один большой зачин-Летов неожиданен и интересен не только в содержании,но и в форме).Повторное употребление числительного "миллиарды"(тьма)неслучайно.Здесь земная тьма летит в небесный рай,где преображается чудесным образом-так Летов открывает нам жанровый горизонт волшебной сказки,чем очень сильно обогощает текст,делая его многоуровневым(общая особенность текстов Летова).Здесь мы наблюдаем игру слов,когда во фразеологизме "вещий сон" второй компонет меняется на созвучный,тем самым расширяя смысловое поле словосочетания.Получается,что мы читаем "слов",но подсознание нам выводит ещё и "снов",тем самым соединяя эти понятия до вещих слов-снов.Что это за "слова-сны"?Это стихи,думается мне.Всякое поэтическое слово как перевёртыш яви,то есть сон.Это подтверждает 8-ой стих в тексте("И беззвучных голосов").Беззвучные голоса-разве не о стихах сие?!Мы читаем стихи,то есть голосов не слышим,но голоса нам то шепчут,то манят,а то и вопиют.
9,10 К тебе/В твой город-это "город золотой","город мастеров"-совершенно заповедный край ангелов-соратников.
11,12 Где ты им сможешь подарить/Свободу-последние два стиха второй строфы углубляют и комментируют последние два стиха строфы первой.Получается,что отпустить на волю значит подарить свободу.Для Летова не стоит вопрос"мне вчера дали свободу/что я с ней делать буду"(В.С.Высоцкий),свобода у Летова является следующей ступенью развития и торжества после воли, высшей целью,пунктом назначения(прибытия).
Во второй строфе,как и в первой,17 лексем(строфы написаны белым стихом,имеют один ритмический рисунок):4 существительных(слов,голосов,город,свободу-все существительные метафизического характера(не вещественны,даже "город" используется в метафизическом значении "рай");2 прилагательных(вещих,беззвучных-прилагательные очень ярко характеризуют степень поэтизации в летовском тексте);опять же 2 глагола в одной синтаксической конструкции(сможешь отпустить),что вновь говорит об отсутствии физического действия внутри текста,ибо вся энергия в тексте(а энергия в летовских текстах всегда колоссальна и даже опасна)имеет метафизический характер.Обратим внимание на местоимения в данном тексте.Их 12,и нет ни одного в первом лице-вот доказательство аскетизма любовной(антилюбовной)лирики поэта,высокой сосредоточенности на объекте высокого чувства,полное самозабвение и "самоотвод".
Третья строфа текста(третий куплет в песне) больше каждой предыдущей(6-6-10).
13-Миллиарды спелых строк.Если в первой строфе это были "нечитанные страницы",во второй "вещие слова/беззвучные голоса",то в третьей строфе урожай созрел,плод набух и насытился.Очень интересный генезис!
14-И непойманных дорог."Непойманных"-то есть свободных,а уж "дорога" в нашем поэтическом языке трактуется сколь угодно широко!Таким образом,поэт желает своему покинувшему сей мир соратнику находиться в движении(в противовес такому явлению,как "конец пути"),претерпевать бесконечные реинкарнации.
15,16 К тебе/Под ноги.В этом стихе есть и библейское эхо,и наше,фольклорное.Позже русские купцы(дельцы)кощунственно извратили сей обряд,бросая к ногам любимых материальное(Парфён Рогожин бросил к ногам Настасьи Филипповны(Магдалины)засаленные "тыщи".
У Летова же повторение сего обряда в девственной,в соратнической чистоте(к вопросу о том,что Летов исключительно ёрничал и глумился).
17,18Чтоб ты сумел их приручить/Навеки-приручить непойманные дороги(именно приручить,а не поймать)-может обозначать примерно то же,что и сделаться другом свободы(не насильником).Об этом же и последующие стихи-
19,20Чтоб не кончался горизонт/Повсюду-любые ограничения извне собственного "Я" были ненавистны и смешны Летову.Хорошо известны его положительные отзывы о психотропных препаратах(которые он не считал наркотиками и даже воспел в песне "Слава психонавтам!",известна так же его радикальная позиция в отношении суицида,позиция насквозь экзистенциалистская("в определённых условиях самоубийство одиночки есть подвиг").
21,22Чтоб ты сумел их приручить/Навеки-замечательный приём!Летов закольцовывает дороги,тем самым делая их бесконечными.
Третья строфа содержит 28 лексических единиц(основная часть из всё тех же 17-какая академическая выверенность формы!-подвальная из 11).Существительные:строк,дорог,ноги,горизонт."Дорог"и"горизонт" прочитываются как в прямом,так и в метафорическом смысле;"ноги" явно,на мой взгляд,растут из обрядовости(ещё прежде-из мифологии);"строки" для поэта и метафора,и смысл,и молитва,и Бог,-потому "строки" в одном ряду с метафорой и обрядом.Только два прилагательных(никакого украшательства!)-"спелых","не пойманных",безусловно,вырастающие до эпитета.Впервые в тексте появляются наречия(дважды "навеки"-то есть уже навеки вечные,однажды "повсюду")-следует обратить внимание,что наречия опять же призваны расширить временные и пространственные горизонты текста и подаренной автором свободы для своего соратника.Опять же минимальное количество глаголов и глагольных конструкций(действие не физическое,но метафизическое!оно и выражается совсем иными средствами):"сумел приручить","не кончался"(глаголу здесь надлежит выполнять ту же роль,что и наречия),"сможешь приручить"(это не повторение,но приём синтаксического параллелизма,который Летов всегда использовал очень широко.

Мы предприняли попытку рассмотреть любовную(антилюбовную)лирику Егора Летова на примере(сквозь призму) одного текста.Я не стану делать выводов в конце статьи по двум причинам.Во-первых,хочется привлечь к сотворчеству читателя.Во-вторых,любой вывод в какой-то степени есть диктат,попытка вогнать реку в берега.Анализируя свободолюбивые тексты Летова именно этого хочется избежать.Да здравствует половодье!

Послушать песню "К тебе" в исполнении Егора Летова можно здесь:

http://www.youtube.com/watch?v=vCDgTDqzyeo









Читатели (804) Добавить отзыв
Здравствуйте Сергей. Хочу сказать несколько слов по поводу православно-метафизического письма. А как вам такая мысль, что слово действительно всесильно, всесильно в своём изначально библейском, истинном значении. Т. е. "да свершится по слову твоему", и в свете этого стихи это путь, поиск пути к этой самой силе, к осознанию силы слова. Ведь и слово не всякое и сильно оно не само по себе. Своими душами, совершеннейшим инструментом познания мира, ищут поэты те самые слова, и с каждым новым открытием, смысловых ассоциаций, а особенно вне-смысловых, делают силу слова чуть ближе и понятней.

С уважением. Антон.
25/11/2010 17:57
Антон, рад встрече... Позвольте обдумать ваши слова))) Тема непростая, не серчайте на банальность сказанного. Я с удовольствием отдам Вам поклон через пару дней.

Сергей. С верой во благо.
25/11/2010 23:25
Сергей, вы не думайте, что я отмолчался, мне правда интересно, я жду )))
26/11/2010 17:27
От kirsanov99
И я,и я жду,господа.

Всем желаю здравствовать!
26/11/2010 21:26
... СЛОВО всесильно - насколько всесилен ТВОРЕЦ(ЕГО), наше слово(потому маленькое)- сильно ровно настолько, насколько сильны мы сами...
Вот первое, что пришло вдруг, в голову, после некоторого времени ощущения какой-то тщеты и беспомощности собственных усилий - если не постигнуть, то хотя бы ухватить краешек того мерцания смысла, который мы ищем на всех наших путях и в том числе, действуя - инструментами для искусства. Теперь попробую разобраться в этих нескольких словах. Герой - вряд ли умнее автора... поэтому перейду сразу к герою, т.е. буду рассуждать о маленьком слове человека. Слово, чисто технически, исторгается голосовым аппаратом, помещённым в воздушную среду, так рождается звук, при этом затрачивается энергия. Слово может быть зафиксировано для возможности сохранения и последующего неограниченного воспроизведения...
Вообще, что это - слово?.. Я этого не знаю так, чтобы сказать: "я знаю". Но мне точно известно, из жизни, что слово есть то, что каким то особым и прямым образом всегда относится ко мне - пока живому. И связь эту можно охарактеризовать как эмоциональную, т.е. душевную или сердечную, но такую, которую не поставить в один ряд с материальными ценностями, по принципу измерения рациональной пользы. Думаю, слово, будучи такой частицей, просто сообщает нам о... ЖИЗНИ. О другой жизни, которая неразрывно связана с нашим существованием. В оболочке ли другого человека, в круге нескольких людей, объединённых словом... или идя далее, доходим до масштаба народа и... Слово способно передать энергию - оно обладает силой... Если только есть резервуар для этой силы. Я намекаю на человека, который заботится о поддержании этого резервуара в должном техническом состоянии, говоря шутя. В любом случае МЫ(человеки) говорим от избытка(почти цитата), а точнее - мы ДОЛЖНЫ говорить от избытка. Многим Евангельским утверждениям присуща такая форма конструкции, как бы смещённого - от центра - положения тезиса. Нужно всегда заботиться о наличии этого самого избытка... чтоб - разбуди среди ночи - было чем поделиться с нуждающимся, а говоря бытовым языком - было что сказать, а не отмолчаться... что мы хорошо и не единожды проделываем, иногда умудряясь при этом употреблять "слова". А слова такие, взятые в кавычки, - намёк на то, что они всего лищь оболочка и звук пустой.
Мне теперь хочется сказать, после этого, что коли слово или язык, есть такая духовная субстанция, могущая существовать долее всех видов и форм материи, то тем боле ПОЭЗИЯ - ,вероятно, высшая форма языка. Ибо качество бескорыстного проявления, думаю, в ней воплошено в высшей возможной степени. Очевидно, что отдельно взятое человеческое тело довольно быстро умирает без пищи или приходит в негодность в отсутствие возможности своевременных естественных необходимых отправлений. Причём, это и доступно непосредственному незамедлительному наблюдению. Результаты угнетения языковой среды проявляются не сразу, но глубина и широта проникновения в жизненное пространство способны, кажется, поражая воображение -- поразить всё и вся, с необратимыми последствиями, в данном случае - уже для человека как биологического вида. Игра ли это? А если игра, то мне масштабы поля не видны, по крайней мере в том состоянии, в котором пребываю. Есть ли смысл как конкретная, конечная точка? Мне и этого не видно.
СЛОВО - серьёзная штука, насколько мы серьёзны. Насколько мы сами верим ему. А верим ему, наверное, с той силой, с какой способны на что-то решаться в обычной жизни - вот это моё твёрдое знание.
Антон, не хочу ставить точку, под чем бы то ни было. Ведь это - общение))) Ибо Вы правильно сказали - "поиск смысловых ассоциаций" или - связей. Нам всем очень не хватает связей! разрыв просторен и подвижен...
27/11/2010 21:35
Спасибо Сергей, верно, что в словах(вот, как забавно), может в том, тех смыслах, что за ними стоят, точки нет.
Я с удовольствием вернусь к нашему разговору, мне кажется, он того стоит, по крайней мере для меня.
Я не подчёркиваю, не особое знание, лишь ищу его, не особое восприятие, мы все тут люди, в общем не случайные, просто очень хочется продолжить.
Ещё раз спасибо!
29/11/2010 21:57
Это Вам спасибо за дровишки)))холодат.
Продолжим обязательно, я своей соломой шебуршать продолжаю по теме)))
30/11/2010 01:43
От svetlana_d
Спасибо, Читальный зал, за предоставление интересного материала.
С удовольствием прочла все три статьи, но из всех - меня, например, больше заинтересовала первая ""О смысле и соли поэтического текста".Этюд.-Присутствую. Почему этюд? Скорее эссе, мини-очерк...
Мне кажется, ежели кто читал статью Куприянова "Бурич дикорастущий", то здесь нет ничего нового и вывод сделан, практически, идентичный, не считая некоей сумбурности изложения и нагромождения фразеологических выражений, что очень мешает прочтению.
И потом, Бурич вывел 4 формы изложения содержания, а не "основные разновидности по степени "ясности" смысловых конструкций в поэтическом тексте" - разница есть. Причем, слова "ясно", а Бурич писал об этом, и "светло" не схожи в прямом смысле своего назначения именно здесь. Ежели Вы приводите чьи-то слова, то стоит это делать более точно " ясно о ясном, ясно о темном, темно о темном, темно о ясном". Именно у него любое слово имеет точный смысл в таком виде, каким он его подает. Это не придирка, простите.

"По-моему, СМЫСЛ стихотворения есть -- АГРЕГАТ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, включающий множество компонентов... где всегда будет в первом ряду, например, самоценная ЯСНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ синтаксических конструкций -- вне всякого интеллектуального торга, их внекопромиссность и неповторимость, и ещё чуть-чуть невообразимость; нетривиальность и широта использования словаря, интересная и неслучайная интонированность всего этого; и, наконец, бескорыстно вовлечённая сердечная щедрость..." - вот за это определение я готова Вам стоя аплодировать!!!
Единственно, что чуть смутило - агрегат - резануло воображаемым хаотичным нагромождением чего-то механического, хотя само по-себе определение выстроено точно в соответствии с эстетической концепцией.

"Настоящее стихотворение, то, которое явилось плодом союза ВДОХНОВЕНИЯ И ТВОРЦА, по сути, есть своеобразное магическое взрывное устройство, сочетающее в себе намерение и силу, если не разрушить, то пошатнуть или несколько сместить устои бытового, вульгарного интеллекта, выбить, хотя бы временно, опору привычного здравого смысла, чаще употребляемого нами для разрешения шкурного вопроса -- быть или не быть: выгодно-невыгодно, - по любому поводу."

Опять же, всё верно, только есть маленькое НО... Мне кажется, что многие ещё не совсем готовы воспринять это правильно, то есть "своеобразное магическое взрывное устройство" в своих произведениях выводят в буквальном смысле этой фразы, как "шоковый" сюжет или в витиевато-банальном тексте, пишется окончание заставляющее вздрогнуть от неожиданности. Вот Вам и "сила" и "выбитая опора привычного здравого смысла".

Вообще, спасибо Вам за Ваш труд, за напоминание. Есть над чем поразмыслить, в своем "котле" разумеется, разобраться со своими "тараканами"...

Читальному залу пожелание - математика начинается с простой арифметики, поэтому, мне кажется, что для многих авторов будет пользительно элементарное ознакомление от простого к сложному. К примеру рассказать для начала, что Владимир Бурич - основоположник русского верлибра, а Егор Летов - поэт и рок-музыкант и т.д.

Спасибо!
21/11/2010 00:38
Добрый день,Светлана!
На замечания по этюду(а это именно этюд)ответит,думаю,сам Сергей.
Я выскажусь по поводу последнего абзаца Вашего талантливого отзыва.
Матиматика,на мой взгляд,начинается вовсе не с простой арифметики,но с желания изучать её,с симпатии к ней.К тому же методологии и инструментарий совершенно различны,зачем же опять пытаться "алгеброй постичь гармонию"?!
Что будет "пользительно для многих авторов" я не могу знать.У нашего журнала нет цели экспансии и массовости,мы хотим развиваться исключительно вглубь.
Бурич-основоположник русского верлибра?Простите,но это научная сенсация.
21/11/2010 10:47
От svetlana_d
Здравствуйте, Олег!
Ну, сенсация это или нет - все претензии к господину Куприянову, который именно так и обозначил творческую деятельность Бурича в области поэзии. Правда я не сказала, что современного верлибра и не проставила кавычки, потому как лично я считаю, что Бурвич просто теоретик свободного стиха, но его теория, как впрочем и любая другая в этой области, оспорима.
А вот то, что журнал не ставит своей целью массовость - жаль, потому как появилось бы больше читателей, желающих высказать своё мнение.
Развитие вглубь похвально, но в какую "глубь"? И не получится ли "чем дальше в лес, тем ну его..." )
Впрочем, Олег, любое деяние с Вашей стороны вызывает у меня только положительные эмоции и уважение!
21/11/2010 11:33
Агрегат (лат. aggregatus — соединенный, собранный) — нечто составное, совокупность элементов, образующих систему или ее часть.

Светлана, здравствуйте!
Приведённый в четвёртом выпуске нашего журнала текст, имеющий в своём заглавии слово "этюд" - и является и по замыслу и по исполнению этюдом, но не в смысле некой своей незавершённости как рода какого-то недостатка, а напротив разрешающий определённую задачу - средствами такой вот выбранной формы, т.е. -- крупными, не слитными мазками дать читателю сумму идей, с той целью, чтобы вовлечь его в творческий процесс, а не накормить полуферментированной жижей)))Хотя я не против вообще слова эссе или чего там ещё - главное, встреча состоялась, что намного важнее!
Ваш отзыв лично мне - очень приятен и интересен присутствием исключительно заинтересованного собеседника. По поводу Бурича... что сказать... Вы ведь всё поняли. Читали! И Бурича тоже! Знаете, для меня всегда важен поиск и эксперимент, вот агрегат, -- по-моему, это нечто-то такое живое.
Приведённое высказывание Бурича - само по себе очень поэтично - будучи агрегатом как комплекс "хитро" связанных компонентов - способно к движению, развитию и дальнейшему росту( не только без ущерба своим качествам), что мне и хотелось попутно! и ненавязчиво продемонстрировать...
Вы написали: "Единственно, что чуть смутило - агрегат - резануло воображаемым хаотичным нагромождением чего-то механического, хотя само по-себе определение выстроено точно в соответствии с эстетической концепцией."
Светлана, простите мне, быть может, мою самонадеянность, но... это выражение остановило Ваше внимание именно необычайным блеском всей конструкции, в оправе которой имеется вполне неожиданное слово "агрегат"( изначально очень общее и широкое по своему натуральному значению, пришедшее к нам из мира философии), как огранёный камень, на вершине которого и зарождается первый световой блик!..
Хочется быть по возможности кратким и потому попробую закругляясь, ответить сразу и на последний Ваш посыл, касательно магии, устройств и т.д... Видите ли, Ваш слуга покорный имел намерением, пиша сей труд, продемонстрировать опытным путём некие возможности реального оживления слова... Этюд, собственно, и построен на таких вот кусках - агрегатах, которые можно развивать дальше(вот Вам ещё один признак и функция формы -- этюд)при первой возможности. Конечно - внешне что-то сказано, есть смысловая оболочка текста, но это очень внешне и вспомогательно основной цели.
Сумбурность - отлично! я принимаю это слово, точнее сам текст усваивает это слово... значит живо, энергично, как мжно дольше сопротивляясь всякй энтропии))) В мою задачу никак не входило облегчение понимания, -- есть процессы(в разных сферах), успех протекания которых зависит от достижения системой определённой высоты градуса( здесь - накала читательского внимания и труда)!
От лица редакции нашего журнала хочу выразить, Светлана, Вам пожелания интересных находок в мире, который иногда может быть выражен словом.
С уважением
Пименов Сергей.
21/11/2010 12:43
От svetlana_d
Сергей, спасибо Вам за столь развернутый отклик! :)
Ничего не имею против "этюда", тем более пространность этого слова, в последнее время, несколько расширилась.
Что касается "агрегата"...)))
В принципе, когда я уже отправила свой комментарий поняла то, что Вы изложили выше - всё верно - одно слово сыграло свою роль, т.е зацепило, заставив более вдумчиво перечитать, ежели не всё, то хотя бы это выражение, а главное - понять суть, с коей я полностью согласилась. Отличный пример, по крайней мере для меня, так что опыт удался.)))
Ещё раз, благодарю Вас, общение было очень приятно.

С уважением, Светлана.
21/11/2010 13:22
Светлана, я грешу, и довольно часто, перетаскиванием терминов из одной области в другую, когда вижу в этом возможность расширить и прояснить суть обсуждаемого предмета. Наверное это не смертельно, поскольку все виды искусства имеют некоторое число постоянных точек соприкосновения и взаимопроникновения... Но это уже шаг в сторону)))
Буду рад проявлению с Вашей стороны устремлённости к живому общению. Чем и живём, и растём! И становимся профессиональнее, а значит -- интереснее.

Сергей П.
21/11/2010 15:10
Света,по большому счёту,у нас один читатель-подслеповатый старичок с архаичной бородкой,живущий(как говорят)на каком-то немыслимо высоком этаже.Если дедушка ослепнет окончательно,мы станем выходить в аудиоформате.
Света,спасибо Вам и Вашему золотому сердцу!Последний раз я волновался,общаясь с женщиной,в 1999 году.С тех пор всё случается порнографически и без нервов.Света,сегодня Вы меня волнуете!
22/11/2010 12:49
От svetlana_d
Аааа...)))))))))
Ну, Читальный зал... умеете Вы... за что и ценю! )))))))))))))))))))
22/11/2010 23:29
<< < 1 > >>
 
Современная литература - стихи