ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Редактор и поэт

Автор:
Жанр:
А.С. Пушкин

Анчар

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

РЕДАКТОР И ПОЭТ
(Поэма)

Глава первая

Редактор:

– Мое почтенье, сударь! Гость
Такого рангу редок очень.
Да, да, сюда поставьте трость...
Рад, что пришли без проволочек.

Позвольте, стульчик я протру.
Удобно ль? Света ли в достатке?
Тогда уже по существу…
Ага… В зелененькой тетрадке…

Начну с того, милейший мой,
Что слово «яд» вы помянули
Шесть раз – при том, что опус свой
Не сильно в строчках растянули…

Итак, зачинная строфа
Вещицы вашенской нетленной,
На первый взгляд, и неплоха…
Но отчего ж во всей вселенной

Анчар один?.. Такой посыл
Едва ль воспримет здравый разум.
Я так бы, сударь, приступил –
Будь сочинителем – к рассказу:

«В пустыне чахлой и скупой,
На почве солнцем раскаленной,
Шумя раскидистой листвой,
Анчар стоит, как страж бессонный...»

И зелень мертвой быть должна
Уже наполненная ядом,
А до того она – буйна.
Здесь так бы выразиться надо:

«В день гнева был зловещий он
Рожден природою лукавой,
И по вершину напоен
Ее смертельною отравой…»

И дальше – «капать сквозь кору»
Не точно. Лучше бы – «сочиться».
Четверостишье про жару
Таковским может получиться:

«Она сочится сквозь кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою...»

Теперь о птицах и зверях.
Здесь надо пояснить, наверно,
Чтó делать им мешает страх.
И написать вот так примерно:

«Тут птица не мостит гнезда,
Не ищет сени зверь проворный.
Лишь жаркий вихрь примчит сюда
И прочь летит, уже тлетворный…»

Так-с. «Лист дремучий»: режет слух.
Листва дремучею бывает.
Тут сам собою, как бы вдруг,
Куплетик ладный возникает:

«И если туча оросит,
Блуждая, свод его могучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий…»

К финалу дело подошло.
Здесь поднатужиться нам надо.
Взять в толк, поверьте, тяжело,
Как слать возможно «властным взглядом».

На это лишь магнетизер
Способен, думаю, солидный.
А «в путь потечь» – вам не в укор –
Огрех абсурдный и обидный.

Потом… В убогом шалаше
Раб, ослабев, упал на лыки…
Но как же он тогда, mon cher,
Скончаться мог у ног владыки?

Еще… Я не могу понять –
Недостает воображенья –
Как можно «гибель разослать»?
В тюках, в пакетах?.. Уточненья

Потребны непременно тут.
Хоть сложность тож невесть какая.
Глубокомысленный ваш труд
Закончить вот как предлагаю:

«Но человека человек
Отправил к дереву веленьем.
Коня пустил посланник в бег,
Привез к утру без промедленья

Анчара смрадную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Стекал холодными ручьями.

Потом и вовсе занемог
Несчастный пасынок талана.
И умер верный раб у ног
Жестокосердного тирана.

А князь коварный напитал
Древесным соком востры стрелы
И рати лучников наслал
На приграничные уделы».

Поэт:

– Я, сударь, выслушал сей бред,
Лишь годы ваши уважая.
На «нет» суда – известно – нет.
Россия-матушка большая:

Мои стихи другой журнал –
Уверен – оторвет с руками.
Я только время потерял,
Связавшись, по несчастью, с вами.

Верните рукопись, и я
Вас больше не побеспокою.
Не думал, честно говоря,
Столкнуться с каверзой такою.

Редактор:

– Ну не серчайте!… Я ведь так…
Из самых лучших побуждений.
Ужели я таланту враг?
Иль жажду лишних словопрений?

Начисленный вам гонорар
Извольте получить в конторе.
Без всякой правки ваш «Анчар»
С утра находится в наборе.



Глава вторая

Письмо поэта редактору

Я, сударь, вынужден признаться
В том, что при встрече был неправ.
Не нужно было распаляться.
Порой безумствует мой нрав.

Решился все ж спросить совета,
Узнать – достойна или нет,
Простецкая вещица эта,
По-вашему, увидеть свет:

Цветок

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной .
Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?
И ныне где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок.


Ответ редактора

Дражайший! Ваши извиненья –
Душе живительный бальзам.
Но я бываю, к сожаленью,
При разговоре резок сам…

Не всякий просит сочинитель
На труд свой критику навесть –
Поэту критик что мучитель.
Но вам помочь сочту за честь…

Во-первых… Слово «безуханый»
Из речи стало пропадать.
Эпитет сей отнюдь не бранный,
Но лучше б вам его прибрать...

То, что мечтой неосторожно
Назвали вы, не есть мечта.
Мечтать о прошлом невозможно.
Мечта – о будущем всегда…

«На память нежного свиданья» –
Здесь морфологию – увы! –
Поэтике на растерзанье,
Швырнули беспощадно вы.

Концовку тоже предлагаю,
Чуть изменить… К письму своё
Истолкованье прилагаю
Стихотворения. Adieu!

Цветок

Забытый в книге, омертвелый
Цветок увидел я, и ум
Наполнился чредою целой
Догадок и смятенных дум.

Где цвел? Когда? Какой весною?
И долго ли? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И вложен он сюда зачем?

Быть может, в память о свиданье?
Иль о разлуке роковой?
Иль о досужливом гулянье
В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?
Счастли́в ли их любви итог?
Иль и они уже увяли,
Как этот мертвенный цветок.

1989




Читатели (917) Добавить отзыв
Это стихотворение, не теряется своей актуальности.
05/01/2020 13:39
Умная и талантливая работа.
09/08/2018 11:45
Не очень люблю эксплуатировать высокопарные фразы в быту, а тем более для воспевания опусов современных поэтов. К сожалению, похвалы слишком обесценены обоюдными ахами и охами бездарных рифмоплетов, поэтому боюсь оскорбить действительно достойное произведение подобными дифирамбами.

Скажу просто и коротко. Ваша поэзия поражает воображение и чувства. Она, как стрела, пущенная метким лучником, выбивает из седла обыденности и пошлости.
09/08/2018 11:26
Ой, как же вы метко сказали об обоюдных ахах и охах "бездарных рифмоплетов". Об обесценивании поэзии и о местном её проституировании.
09/08/2018 11:48
Да уж,когда за дело берётся опытный редактор - можно смело перечёркивать написанное и начинать писать книгу заново. :-)
24/11/2007 22:43
Инна, я об этом и хотел написать. Чайковский все "грозился" переписать партитуры Шумана. Причем серьезно.Слава богу,не сделал этого :)) Те места, которые он хотел "подправить" были просто иной энергетики: Шуман мог каким-то странным образом переключать регистры своего творческого "Я". А что мы видим в поэзии? Редактор Твардовский, лишенный какого-либо творческого видения, и метафорист Бродский, пренебрегающий какой-нибудь редакцией (я половины стихов его не понимаю, признаться). А кто посредине? Между ними? Назвать некого. Разве, что Мартынов... Сейчас поэты не очень-то думают о редакции, а жаль. Думаю, что воровать таки нужно миллион, любить таки королеву, а писать таки лучше Пушкина... Иначе поэзия зачахнет.

Спасибо за отзыв. Всего доброго. Алекс
25/11/2007 20:48
Не могу с Вами не согласиться. Сложно предвидеть, какое именно из твоих творений окажется гениальным(если повезёт)настолько, что не потребует редакции.Ведь каждый человек по своему уникален и далеко не всем на пользу редакция, особенно посредственная.Но с другой стороны, если поэт недостаточно владеет языком или не силён в орфографии и прочих премудростях, тут уж без редактора просто не обойтись, если конечно человеку не хочется выглядеть безграмотным и оперировать избитыми фразами.
Вы уж меня простите, но мне намного милее Есенин, мне кажется именно он не слишком злоупотреблял помощью редактора.
С ув. Инна.
28/11/2007 21:08
Уважаемая Инна!
Да, конечно, во многом Вы правы, но все же, мне кажется, что нет худа без добра. Жесточайшая советская цензура так отполировывала наших поэтов, что их стихи становились просто шедеврами (если не были такими конъюнктурными, как у Евтушенко, Исаковского, Твардовского и др.) Я пролистываю сборники «Выпусти птицу» (1974 г.) и «Витражных дел мастер» (1976 г.) Вознесенского и склоняю голову в восхищении… Но вот книга «Аксиома. Самоиска» (1990 г.) того же автора… Нет цензуры, нет редактора – нет поэзии, и читать прямо таки стыдно… Парадокс…
Я уже молчу о прозаиках – Аксенов, прежде бывший нашим кумиром («Апельсины из Марокко», «Затоваренная бочкотара»), после того, как в 1980 г. слинял за кордон, стал писать так откровенно мерзко, с таким матом («Ожог» (2001 г.), что уши вянут у видавших виды…
Но, впрочем, стихотворение «Редактор-кровопийца» имеет несколько другой идейный вектор. Оно о том, что стереотип гения тоже только стереотип. Как стереотип диссидента или графомана. Нужно головой думать, анализировать, не бояться критиковать (не уничтожать насмешками – нигилизм позорное явление!) и признанных гениев. Не так уж они и неуязвимы, как оказывается… А зачастую и просто безграмотны – думают, что вдохновение все покроет. Редактор ничтожен перед мировым талантом, а последний плывет подобно ледоколу и не слышит пусть даже и справедливой критики, мол, кто ты и кто я… Мое стихотворение для филологов, хотя сам я только любитель филологии. Если найдется хоть один филолог, который с карандашом в руке прочтет это стихотворение, в параллель сверяя его с пушкинским, может он увидит, что тут не до шуток, и аргументация редактора (читайте моя) вполне логична…
Извините за длинноты.
Всего доброго. Алекс.
30/11/2007 17:31
<< < 1 > >>
 
Современная литература - стихи