1
О ПОЭЗИИ, И НЕ ТОЛЬКО… Личное мнение о юбилейном поэтическом сборнике стахановского поэта Виктора Мостового: « я стихами душу изолью…»
Конечно же, в известном смысле можно сказать вслед за уважаемым российским книгоиздателем, что литературная способность - это способность рассказать историю.. .и не надо думать, что поэзия лишена подобной связи с окружающим её миром… Однако искусство мыслить образно и напевно,.. говоря простым языком – «уму не подвластно»; Сама «мировая гармония», по выражению Ал. Блока, говорит языком поэзии; Поэзия может быть высокой, очень высокой, и не очень,..но,- она всегда есть осуществление некой духовной связи с Высшим, благодаря набору средств, главным из которых является Слово! Владеть Словом – Дар Божий!.. Владеть и выражать и выразить не только предметный мир вокруг себя,.. но, может быть прежде всего - выразить себя, осуществить себя,..свою душу. Как-то в «беседах с собственным сердцем» Митрополит Анастасий (Александр Грибановский)- незаурядная в святоотеческой православной среде духовная личность, - высказал очень здравую мысль – «Если вы хотите глубже заглянуть в душу того или иного писателя, внимательнее вчитывайтесь в его произведения. В них, как в зеркале, отражён его собственный духовный облик…Он почти всегда творит своих героев по собственному образу и подобию, влагая в их уста нередко исповедь своего сердца.» Да,- «Исповедь сердца» - лучше не скажешь! Я не мог не вспомнить эту замечательную дневниковую запись владыки Анастасия, держа в руках недавно изданную книгу стихов (хорошо известного не только мне) стахановского поэта Виктора Мостового. Сборник так и называется – «Я стихами душу изолью». Эта, тринадцатая по счёту ,авторская книга шестидесятилетнего автора, вызывает добрые чувства не только хорошим качеством книгоиздательской работы, подкреплённой творческими усилиями художника В.М.Тронзы; Самая привлекательная особенность, на мой взгляд, юбилейного (по счёту авторских лет) сборника, является его содержательная полнота – и в прямом, и в переносном смысле. Вообще, говорить о поэте вне контекста его поэтического творчества, задача сумасбродная; Но, как это часто бывает, даже обнажив кровеносную ткань поэтического слова - органическую часть души автора, очень непросто увидеть живую, осязаемую личность, воссоздать портрет "по образу и подобию"; И в этом смысле лирика Мостового, как справедливо заметил писатель и журналист Юрий Шипневский ,редкое исключение,..… « редкий случай, когда поэт живёт с душой нараспашку, не оглядываясь назад и по сторонам…».
Наверное, есть что-то трогательное и притягательное в искренности людей, по-детски прямых и непосредственных…Не станем рассуждать о смысле и этическом значении фразы - «Будьте, как дети!..» - известной каждому правоверному христианину,..но, обратимся непосредственно к предмету нашего внимания - к автографу души …поэта, гражданина и человека,- к его стихам.
Вспоминается Картамыш жаркого июля 2006 года. На месте археологических раскопок стоянки людей( 2-й в. до н. э.) в районе Красного озера, что на Луганщине в Попаснянском районе, проводился 7-й областной фестиваль «Великая степь». В творческом коллективе, из города Стаханова - поэт Виктор Мостовой. Обратила на себя внимание неподдельная толстовская опрощённость,.. и в одежде, и в облике: рубаха навыпуск, седовлас, немногословен, сдержан, безыскусственен и малоэмоционален,..даже флегматичен: невольно возникло ощущение, что автор дарственной надписи в сборнике своих стихов, подаренном мне, находится в каком-то смутном похмелье…то ли от полуденной жары, то ли от вчерашнего застолья. На конкурсном чтении в номинации «поэзия»,сильного впечатления не произвёл ни чтением, ни стихами. Как часто мы ошибаемся, находясь на поводу у первого впечатления!.. Уже дома я открыл «Трассу жизни», которой меня великодушно одарил стахановский поэт, и прочитал первое, попавшееся на глаза четверостишие:
« Осень, осень - астры, сентябринки. От зимы им никуда не деться. Я смотрю, как листья, выгнув спинки, Падают распластывая тельца…»
Эти четыре строки стали визитной карточкой поэта... в моём сознании. Гипнотизирует художественная правда простых, но апокалиптически пронзительных строк!..Нет в них упоительно безмятежного созерцания увядающей природы, с лёгким оттенком романтической грусти или стилизации чувств: это не поэзия романтиков 19 века,..не романтический натурализм более позднего времени, и уж тем более - не символизм…«Эмпирическая действительность «говоря языком Гегеля, у Мостового, лишь половинно приближает его поэзию к романтизму нового времени; Она далека от принципа гегелевского «двоемирия»,..но исключительно современна, противоречива и фаталистически чувствительна; Трудно сказать, чего в ней больше -от Земли, или от Неба…?!
«Разгульным я был и разбойным, Обиды подолгу помнил, Но, вслушавшись в шелест сирени, Был тихим в часы озарений«… Здесь, в приведенном мною четверостишии, кроме извинительных интонаций и авторского смирения, простодушно звучит и констатация психологического портрета автора…Творческая мотивация Мостового нередко импульсивна, и часто выходит за границы поэтической этики…Она всегда на изломе конфликта,. . эпатажа, порой даже излишествуя проявлениями хулиганства…Но отнесёмся великодушно к этому змоциональному атавизму « трудного детства».Сергей Эйзенштейн, выдающийся кинорежиссёр любил повторять: «Нет конфликта – нет искусства»... Художник – это всегда личность; Личность, по природе своей - уверял своих читателей Виссарион Белинский - всегда враждебна обществу. Этот порочный круг зачастую оказывается «не по зубам» тонкой психической организации художника. Мы часто иронизируем над фразой Ильфа и Петрова,в устах литературного Остапа Бендера – «Художника может обидеть каждый!»,но это - сермяжная правда, равная по себестоимости социально – бытовой и материальной зависимости: это – внешний рычаг разрушения хрупкого человеческого самосознания …Не этим ли сходны судьбы народных поэтов ?! - «Когда терзает жизнь в запале диком,и я терплю – не изойти бы криком,- признаётся стахановский поэт,- то, чтобы скрыть, как корчусь я от боли, - скорей от всех я убегаю в поле. Я окунуть спешу в траву колени, в ромашках утонуть, как в белой пене, и, ощутив всем телом боль земную, цветам доверить голову седую.» … На волне этих признаний, почти резонансно в памяти возникают строки из иной творческой биографии - от последнего из могикан русского поэтического Севера – Николая Рубцова: - «Что с того,что я бываю грубым? Это потому,что жизнь груба»,… или – «Всё движется к тёмному устью. Когда я очнусь на краю,наверное, с резкою грустью Я родину вспомню свою..». Аналогичные строки можно найти и в русских песнях Алексея Кольцова,.. и у Сергея Есенина,..и у Марины Цветаевой,..и у Арсения Тарковского,.. и у Бориса Чичибабина,.. и у Бориса Пастернака,…и у Владимира Высоцкого,.. и у многих , многих других больших и малых поэтов.…Видимо, и впрямь - «поэт в России больше, чем поэт»! Поэт в России - это оголённый нерв,.. сама Боль - анархически дикая и незатихающая… Нет никакой надобности выстраивать великих и малоизвестных поэтов по ранжиру… Все они в совокупности своей составляют единый монолит мировой литературно – поэтической пирамиды, соединяясь в ней друг с другом по резонансу,..вибрационно; Лишь исторические судьбы проложены в разных направлениях,..в различных временных границах мировой культуры…
Есенинско - рубцовская закваска, на которой отбродила лирика Мостового - не случайным образом обращена своей целомудренной частью к Любви,..к женщине. Она - его спасение на крови,..его святая купель :
- «Буду снегом занесенный весь я, но внезапно я ворвусь в ту область, где возникнет, как из поднебесья, снившийся мне часто женский образ» Давно подмечено западными психоаналитиками а в литературе очень ярко и выразительно иллюстрировано в романах Фёдора Достоевского, что люди, находящиеся в постоянной борьбе - внутренней и внешней - с самими собою, и с окружающим их миром - сентиментальны… Культ интимных чувств у них, порой, преобладает над рассудочностью, и нередко компенсируется агрессивностью к наиболее близким и наиболее слабым по своей уязвимости. Это - страдающие эгоисты...Несомненно, лермонтовский «Печальный Демон, дух изгнанья»- первый опоэтизированный Праотец людского страдающего эгоизма на Земле… «Дух беспокойный, Дух порочный, кто звал тебя во тьме полночной?»… Даже если Шекспир двусмысленно обозначил, что -« жизнь – игра, а люди в ней – актёры», то и в таком случае - драматургия жизни видится жуткою и беспощадною. Впрочем, эпохи меняются, меняются нравы, сменяются декорации,- конфликты остаются; С конфликтами остаётся искусство. «Нет конфликта – нет искусства!».
Поэтический Дух Виктора Мостового обречён на конфликт и внутри себя, и внутри социума; Он поэт настроения, поэт искренний и прямолинейный… Трудное, но боговдохновенное счастье поэта, видимо, в тематической «многомерности» и многообразии обтекающей его жизни… Даже любовная лирика поэта многомерна: иногда она сентиментальна, иногда иронична,..чаще философична - перетекая как бы исподволь в русло иного пространственного масштаба - в пейзаж, образуя идиллическую привлекательность внешней (иллюзорной) свободы: -
«Ты солнечный свет! Я ослеп… Родная,- цари на престоле! Не зря убегаю я в степь От счастья рыдать на просторе;» Или: - «Помнишь, как кружились карусели!.. В россыпи волос лучи вплелись; В круговерти буйного веселья Мы с тобою уносились ввысь. И стрижи навстречу нам, и ветер, Листьями пропахший, и летим... В синеву и солнце, И на свете Больше ничего мы не хотим.»
« Говорить о любовных стихах,- утверждал В.Шкловский,- надо поэтично.» Не будем разрушать традицию, и переключим наше внимание в иную плоскость поэтического пристрастия В.Мостового - в лирику пейзажную.
Легко заметить, что обращение поэта к пейзажу носит приоритетный характер,.. и пейзажная лирика ему отвечает тем же: она светла, прозрачна, легка, и…ароматна цветами особого осеннего колорита, что так выразительно усиливает душевное состояние «рыцаря печального образа»… Кажется сама Эвтерпа – античная муза лирической поэзии, находится рядом, когда под рукой поэта рождаются строки: Астры в струях дождевых, астры в капельках рассвета… Вижу в их глазах живых Уходящий отблес лета » ,.. Или – «Сумрак, сгорбясь, бродит. Дождь в ударе. Каждый лист распят на тротуаре» … Скупая, немногословная, почти блоковская драматургия в двух строках поэтического текста!.. В мировой литературной традиции пейзаж редко является самодовлеющим жанром, но это всегда готовая декорация к любому драматическому сюжету,.. стоит лишь поменять освещение, да прибавить соответствующий антураж и пожалуйста - классический элемент усиления, или говоря языком Карла Кречмера - «сгущение» для любого типажа,- от шекспировского короля Лира до образа Царя Бориса в драме А.Пушкина. Пейзажная лирика Мостового построена всегда или почти всегда на контрасте душевных переживаний самого автора. В этом контексте особое звучание приобретает тема шахтёрского труда - «потом и угольной пылью «выстраданная и построенная по законам жанра - на контрастах, на конфликтах,..на конвенции.
- «Была борьба с пластом - лоб в лоб… А после смены вышел – По телу пробежал озноб от ветра,..а от вишен, что лепестковою пургой посыпались душисто, Я ощущаю всей душой большую жажду жизни.» .. . И далее - апофеоз,..само воплощение обретённого Рая,- истинного не выдуманного счастья шахтёра, которое только и доступно ему после смены, после «борьбы с пластом – лоб в лоб..»
- «Я расстегну свою рубашку. Как дышится легко, свежо!.. Подсолнух рыжую мордашку Подставил солнцу – хорошо!» А ведь, и в самом деле - хорошо! Иногда может показаться, что стихи Мостового не всегда «причёсаны», не всегда ладно скроены. .. Встречаются в жизни великолепные мастера версификации, но - мертва их стихия!.. Их, мастерски вышколенные строки поражают математическим расчётом ритма, размера, безупречной рифмой, формой, синтаксисом, и даже…сюжетным построением; Но нет жизненной силы в этих созданиях, нет энергии, нет самой жизни. «-Не будем забывать,- учил Виктор Шкловский(прекрасный знаток и исследователь мировой литературы)– что поэт и поэзия не только порождаются жизнью, но они и порождают жизнь.»
Мостовой -поэт по призванию, по генетической обусловленности. Фигурально выражаясь - он, ещё в утробе матери, преодолел мертвенную метрику стихотворного канона. Да и - «Не надо стараться!..»говорил Виктор Борисович студентам литературного факультета, когда те спрашивали его, как научиться хорошо писать. - «Как дышится, так и пишется…»-напевно повторял Булат Окуджава.
Видимо, есть необходимость напомнить, что голос поэта широкого лирического диапазона не может не звучать и на верхнем патетическом регистре гражданской темы. Именно на этой высокой и чистой ноте звучит Голос поэтического Донбасса. «Вот и дожил до седых волос. Я в Донбасс строкою крепко врос. Я пою, пусть не на всю страну, но не заглушить мою струну» - чистосердечно провозглашает автор, вросший всем своим существом в Донецкий Кряж, в землю Донбасскую…
Земля шахтёров.Угольный Донбасс. Здесь люди из себя не корчат принцев,.. Здесь много русских, много украинцев, И потому богатый слов запас. В Донбассе две судьбы ,два языка. Слова здесь вперемешку, впересыпку. Здесь любят смех и ясную улыбку, И смотрят прямо, а не свысока.
В стихах о своём крае, о Родине - нет у Виктора Мостового ни лукавства ни фальши – есть сердечная глубина и острая гражданская боль - боль «эпохи перемен». – «Да, жизнь ненадёжно скроена: трещит по живому шву» - Это реалии.. Поэт страдает не потому, что не может остановить разрушение прежней среды своего обитания, а потому, что не может увидеть свою жизнь в рамках ещё не воплощённой смутной общественной идеи… Немыслимо быть «товарищем человечества (по Маяковскому), без всеобщего воскрешения,…а лгать и притворятся поэт не может по определению…
- «Что я вижу? Что могу я знать, ..Что дано мне людям рассказать? Мне б суметь распутать узел лжи - той, Очень уж узорчато расшитой… Кто мы? – Манекены из витрин, Роботов безвольных поколенье… Жечь бы нас до белого каленья, Чтобы рабство выжечь изнутри!» Костры инквизиции Нового времени ещё могут вспыхнуть, не приведи, Бог!.. Но вот «прийти в будущее, пропустив настоящее - как сказал В.Шкловский - нельзя» как нельзя нарушать и закон жанра в искусстве. У каждого осуществлённого поэта имеется только одна привилегия - стоять на границе между горем и радостью… - »От печали до радости ехать и ехать,..от печали до радости лететь и лететь. » - самозабвенно пел в своё время вдохновенный Юрий Антонов … «О чём писать? На то не наша воля! Тобой одним не будет мир воспет! Ты тему моря взял, и тему поля, А тему гор другой возьмёт поэт! Но если нет ни радости,ни горя, Тогда не мни,что звонко запоёшь, Любая тема - поля или моря, И тема гор - всё это будет ложь!
Так вот, обращался к собрату по перу,..и в равной мере к самому себе, большой русский поэт – Николай Рубцов; Мы видим здесь почти шиллеровское преобладание пафоса мысли над пафосом чувств… У зрелого крепкого стахановского поэта часто пафос чувств преобладает над пафосом мысли, но дышит он и пишет на той же самой высокой частоте неугомонности сердечного ритма и поэтической страстности. «Человек среднего практического ума бывает более приспособлен к жизни, чем гений, который всегда кажется чем - то не от мира сего» - записал в своём духовном дневнике Митрополит Анастасий. Это правда, но правда и то, что весь промежуточный диапазон между гением и средними практическими людьми занимают люди творчески талантливые и ранимые, и весь натиск жизненных обстоятельств, на которые гений в силу своей огненной одержимости не обращает внимания,- для этой прослойки людей - есть несение Креста на Голгофу… И размышляя над не простой судьбой талантливого русского поэта – земляка из славного шахтёрского города Стаханова, хочется искренне пожелать ему нести свой священный дар в чистом сосуде сердца, не обращаясь лицом к низменным страстям и порокам …
г.Алчевск 2012г.
|