ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. |
Стихи |
Проза | Критика |
Авторы
Все стихи
Отзывы на стихи
ЛитФорум
Аудиокниги
Конкурсы поэзии
Моя страница
Помощь
О сайте поэзии
|
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ
От Anjey
Мне посоветовала заглянуть к вам Ксана Василенко.
Лена, стих хороший. В нём есть главное, то, без чего стих не запоминается, уходит из памяти бесследно. Есть и небольшие, легко исправимые погрешности: строчка "В морских туманах синевы и ветра" бессмысленна, строчку "Легли на дно давно – в седых годах…" стоило бы изменить для лучшей ритмики примерно так - "Давно легли на дно – в седых годах…", строчку "И вновь по палубе снуют матросы," изменить на "И вновь снуют по палубе матросы,", слово "предопределён" в строчке "судьбой предопределен его уход…" ломает ритм, там лишний слог. Слово "реальным" в мистическом стихотворении искажает психологическую канву стиха, "накренился в разворот" неправильно - только "накренился в развороте" или "при развороте". Ну, и многовато глагольных рифм. Одна-две на стихотворение, это допустимо, хотя и нежелательно, а у вас их перебор. С теплом: Anjey 07/01/2008 20:48 Спасибо огромное Вам за помощь - насчет ритма я недавно только поняла, что это такое, Вы правы, слог лишний, я поправлю (только с мыслями соберусь). Остальные замечания тоже постараюсь учесть, а вот вопрос - все же я не могу понять - ну что плохого в глагольных рифмах? 10/01/2008 13:21
От Anjey
Лена, я сам не могу сказать настолько чётко, почему глагольные рифмы плохи, почему их нежелательно применять, как это уже сказано до меня. Вот отрывки из статьи замечательного поэта и теоретика стихосложения Тимофея Скоренко:
Глагол — глагол. Получить хорошую рифму глагола с глаголом не так и просто. Большая часть глаголов упорно желает рифмоваться со своими собратьями по цеху только если те стоят в той же форме, что и они. Не знаете — не рифмуйте. В общем, просто старайтесь избегать таких рфим, подобно как старайтесь избегать рифм наречий с наречиями — тут такая же ситуация. Однородные рифмы - разновидность бедных рифм. Такая рифма встречается практически только в глагольных рифмах. Вообще, хороших глагольных рифм очень и очень мало. Чаще всего получается что-то вроде «передал - забодал» или «проскочил - обличил». Или инфинитивы: «хотеть - свистеть». Вроде как и корни разные, но одна и та же форма слова отдаёт всё той же примитивностью. Таким образом рифмовать допустимо, но просто нежелательно: красоты это не добавляет. Однокоренные рифмы. КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендуется рифмовать однокоренные слова. Это жуткий примитив: мол, я не нашёл подходящего слова и зарифмовал с подобным однокоренным. Это говорит только о неразвитости словарного запаса поэта и неспособности заменить слово синонимом. Каноническим примером такой «рифмы» я бы назвал Кинчевское «столетий - тысячелетий». Также часто бывает «ботинки - полуботинки», а замечательный бард Вячеслав Ковалёв постебался над такими рифмами, намеренно срифмовав в одной песне «площадь - жилплощадь» (это не совсем однокоренная, это полутавтологическая рифма) . По сути, это одни и те же слова, просто чуть в другой форме. Самым худшим вариантом однокоренной рифмы является глагольная однокоренная: например, «пришёл - подошёл» или «зарубил - порубил». Если хотите, могу дать вам ссылку на сайт Тимофея Скоренко. Я сам пропадаю на нём уже почти год. Это мне дало очень много, в смысле качества моих стихов и понимания поэзии вообще. 10/01/2008 15:20 Вот теперь более менее ясно! Но получается, что если рифма не однокоренная и не совсем примитивна - значит можно и даже неплохо будет. Я тоже читаю учебник Тима Скоренко, но еще не дошла до этого места - я пока в начале, но уже вижу, что его учебник логичнее остальных. Знаете, он не говорит, что Пушкин, Лермонтов и др, специально применяли эту технику (как врут другие учебники - этим поэтам такое не приходило в голову), а просто приводит пример этой техники на известных авторах. Причем, даже признает, что автор имеет право применять не везде идеальные и правильные рифмы, если в целом, его произведение не теряет красоты (он приводит пример Н. Рукавишникова). Нет, это не значит, что я собираюсь игнорировать его и Ваши советы, просто меня сильно напугало слово СТИХОСЛОЖЕНИЕ - от него веет мертвым ветром, как от искусственных цветов... Спасибо Вам огромное, Вы мне правда, очень помогли. 10/01/2008 17:23
От Anjey
Всегда рад помочь, хотя и сам частенько нуждаюсь в помощи.
Лена, один мой знакомый прокурор всегда говорил: "Плохой пример - не пример!". :))) Это насчёт "автор имеет право применять не везде идеальные и правильные рифмы, если в целом, его произведение не теряет красоты (он приводит пример Н. Рукавишникова).". Если читать и воспринимать стих " в целом", то надо читать его по диагонали, не обращая внимания на поэтичность самого стихотворения. Тогда зачем вообще придумали рифмы, размер и прочее? Лично я считаю, что надо всегда добиваться личного "потолка". А стихосложение в царское время изучали в гимназиях и лицеях, отчего было на свете намного меньше "поэтов" чем сейчас, зато все понимали и любили истинную поэзию. Не нужно бояться этого слова, как и выражения "техника стиха". Самый богатый чувствами и образами текст, написанное плохо технически, не стоит ровным счётом ничего. Это уже не стихи и не проза, а полноценного гибрида поэзии с прозой никто пока ещё не придумал. То - или это, третьего не дано! А вы молодец, Лена! Очень чувствуется, что вы "больны" поэзией, у вас получается и вы со временем будете писать замечательные стихи, намного лучше, чем сейчас. С теплом к вам: Anjey 10/01/2008 18:05 Знаете, я опять согласна только наполовину - конечно, возможно изучение техники стиха и помогло многим понять, что им в поэзии делать нечего, но все же, если реально - на каких стихах учился Пушкин, ведь до него не было таких правильных и льющихся стихов - и Ломоносов и другие русские поэты писали иначе, даже тяжеловато... А переводные стихи (например, Байрона) тоже не во всем были идеальны, а кроме того Пушкин же признавался, что не может отличить ямба от хорея. Зато многие современные "поэты" (даже знаменитые) становятся мастерами стихосложения, но Божьей искры у них нет. Я согласна с вами - надо стремиться к "потолку", конечно, надо, просто если я во-время вдохновения начну думать о технике - оно уйдет и обидится. Значит, мне надо править уже после того, как я записала все, что чувствовала... А насчет придумали рифмы и ритм - это как с вопросом, что первично, сознание или материя, ведь сначала был стих, были разные стихи - а все категории стихосложения были подогнаны и выведены на их основании. Значит самый первый автор доказал свое право писать как хочет и как дал ему Бог... Это я так - ворчу, потому что меня всегда стесняли любые ограничения, ладно, привыкну. Спасибо Вам еще раз, и за похвалу и за советы. С благодарностью и теплом, Лена. 10/01/2008 19:32
От Anjey
Техника вдохновению не помеха, Лена! Вы в этом ещё много раз убедитесь, если овладеете ею. Другое дело, если есть только голая техника, даже высочайшего уровня. Я всегда повторяю: никакое мастерство не заменит даже самой малой крупицы таланта. 10/01/2008 21:32 Хорошее стихотворение,Лена.Легенда старая,казалось ничем ее уже обновишь..Но Вам,как всегда,захотелось подарить надежду,пусть даже призраку.И как "посвежел" Голландец! С уважением,Ксана 10/12/2007 15:12 Да, правда - ничего получилось?! Ксана, я очень люблю именно старые легенды, а эта легенда - она вообще вечная, я в детстве читала много историй, связанных с ним, одна другой страшнее, и чем страшней, тем интереснее... 10/12/2007 15:47 Правда,Лена,хорошо получилось.Я небольшой поклонник легенд и,особенно,сказок(кроме наших про Ивана-дурака),но эту читала с удовольствием. 10/12/2007 16:04 << < 1 > >>
|
|||||||||
|