ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ

Автор:
Жанр:
В морских туманах синевы и ветра
Среди бескрайних волн и тишины
Скитаются веками без ответа
Все те, кто сгинул в пасти глубины.

Те корабли, что не дошли до порта,
Легли на дно давно – в седых годах…
Но снова волны плещутся у борта,
И бриг идет на полных парусах!

И вновь по палубе снуют матросы,
А шкипер снова отдает приказ –
Скрипят натянутые крепко тросы…
Но взгляды их не замечают нас!

И капитан суровый смотрит молча
Сквозь нас, живых, на солнечный восход,
Как будто до сих пор понять не хочет –
Судьбой предопределен его уход…

Вдруг, поравнявшись с кораблем реальным,
Голландец накренился в разворот –
А призрак-капитан смотрел печально,
Как волны бьют с разбега в левый борт…

Невиданная буря накатила,
Накрыла бриг, и, мачты разметав,
С собой его в пучину утащила –
Лишь ветер выл и бился в парусах!..

В волнах он сгинул, лег на дно, как прежде,
Но помню я отчетливо сейчас
Взгляд капитана-призрака – надежда
Однажды пережить рассвета час…




Читатели (825) Добавить отзыв
От Anjey
Мне посоветовала заглянуть к вам Ксана Василенко.
Лена, стих хороший. В нём есть главное, то, без чего стих не запоминается, уходит из памяти бесследно.
Есть и небольшие, легко исправимые погрешности: строчка "В морских туманах синевы и ветра" бессмысленна, строчку "Легли на дно давно – в седых годах…" стоило бы изменить для лучшей ритмики примерно так - "Давно легли на дно – в седых годах…", строчку "И вновь по палубе снуют матросы," изменить на "И вновь снуют по палубе матросы,", слово "предопределён" в строчке "судьбой предопределен его уход…" ломает ритм, там лишний слог. Слово "реальным" в мистическом стихотворении искажает психологическую канву стиха, "накренился в разворот" неправильно - только "накренился в развороте" или "при развороте".
Ну, и многовато глагольных рифм. Одна-две на стихотворение, это допустимо, хотя и нежелательно, а у вас их перебор.
С теплом: Anjey
07/01/2008 20:48
Спасибо огромное Вам за помощь - насчет ритма я недавно только поняла, что это такое, Вы правы, слог лишний, я поправлю (только с мыслями соберусь). Остальные замечания тоже постараюсь учесть, а вот вопрос - все же я не могу понять - ну что плохого в глагольных рифмах?
10/01/2008 13:21
От Anjey
Лена, я сам не могу сказать настолько чётко, почему глагольные рифмы плохи, почему их нежелательно применять, как это уже сказано до меня. Вот отрывки из статьи замечательного поэта и теоретика стихосложения Тимофея Скоренко:
Глагол — глагол. Получить хорошую рифму глагола с глаголом не так и просто. Большая часть глаголов упорно желает рифмоваться со своими собратьями по цеху только если те стоят в той же форме, что и они. Не знаете — не рифмуйте. В общем, просто старайтесь избегать таких рфим, подобно как старайтесь избегать рифм наречий с наречиями — тут такая же ситуация.
Однородные рифмы - разновидность бедных рифм. Такая рифма встречается практически только в глагольных рифмах. Вообще, хороших глагольных рифм очень и очень мало. Чаще всего получается что-то вроде «передал - забодал» или «проскочил - обличил». Или инфинитивы: «хотеть - свистеть». Вроде как и корни разные, но одна и та же форма слова отдаёт всё той же примитивностью. Таким образом рифмовать допустимо, но просто нежелательно: красоты это не добавляет.
Однокоренные рифмы. КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендуется рифмовать однокоренные слова. Это жуткий примитив: мол, я не нашёл подходящего слова и зарифмовал с подобным однокоренным. Это говорит только о неразвитости словарного запаса поэта и неспособности заменить слово синонимом. Каноническим примером такой «рифмы» я бы назвал Кинчевское «столетий - тысячелетий». Также часто бывает «ботинки - полуботинки», а замечательный бард Вячеслав Ковалёв постебался над такими рифмами, намеренно срифмовав в одной песне «площадь - жилплощадь» (это не совсем однокоренная, это полутавтологическая рифма) . По сути, это одни и те же слова, просто чуть в другой форме. Самым худшим вариантом однокоренной рифмы является глагольная однокоренная: например, «пришёл - подошёл» или «зарубил - порубил».

Если хотите, могу дать вам ссылку на сайт Тимофея Скоренко. Я сам пропадаю на нём уже почти год. Это мне дало очень много, в смысле качества моих стихов и понимания поэзии вообще.
10/01/2008 15:20
Вот теперь более менее ясно! Но получается, что если рифма не однокоренная и не совсем примитивна - значит можно и даже неплохо будет. Я тоже читаю учебник Тима Скоренко, но еще не дошла до этого места - я пока в начале, но уже вижу, что его учебник логичнее остальных. Знаете, он не говорит, что Пушкин, Лермонтов и др, специально применяли эту технику (как врут другие учебники - этим поэтам такое не приходило в голову), а просто приводит пример этой техники на известных авторах. Причем, даже признает, что автор имеет право применять не везде идеальные и правильные рифмы, если в целом, его произведение не теряет красоты (он приводит пример Н. Рукавишникова). Нет, это не значит, что я собираюсь игнорировать его и Ваши советы, просто меня сильно напугало слово СТИХОСЛОЖЕНИЕ - от него веет мертвым ветром, как от искусственных цветов... Спасибо Вам огромное, Вы мне правда, очень помогли.
10/01/2008 17:23
От Anjey
Всегда рад помочь, хотя и сам частенько нуждаюсь в помощи.
Лена, один мой знакомый прокурор всегда говорил: "Плохой пример - не пример!". :))) Это насчёт "автор имеет право применять не везде идеальные и правильные рифмы, если в целом, его произведение не теряет красоты (он приводит пример Н. Рукавишникова).". Если читать и воспринимать стих " в целом", то надо читать его по диагонали, не обращая внимания на поэтичность самого стихотворения. Тогда зачем вообще придумали рифмы, размер и прочее?
Лично я считаю, что надо всегда добиваться личного "потолка".
А стихосложение в царское время изучали в гимназиях и лицеях, отчего было на свете намного меньше "поэтов" чем сейчас, зато все понимали и любили истинную поэзию.
Не нужно бояться этого слова, как и выражения "техника стиха". Самый богатый чувствами и образами текст, написанное плохо технически, не стоит ровным счётом ничего. Это уже не стихи и не проза, а полноценного гибрида поэзии с прозой никто пока ещё не придумал. То - или это, третьего не дано!
А вы молодец, Лена! Очень чувствуется, что вы "больны" поэзией, у вас получается и вы со временем будете писать замечательные стихи, намного лучше, чем сейчас.
С теплом к вам: Anjey

10/01/2008 18:05
Знаете, я опять согласна только наполовину - конечно, возможно изучение техники стиха и помогло многим понять, что им в поэзии делать нечего, но все же, если реально - на каких стихах учился Пушкин, ведь до него не было таких правильных и льющихся стихов - и Ломоносов и другие русские поэты писали иначе, даже тяжеловато... А переводные стихи (например, Байрона) тоже не во всем были идеальны, а кроме того Пушкин же признавался, что не может отличить ямба от хорея. Зато многие современные "поэты" (даже знаменитые) становятся мастерами стихосложения, но Божьей искры у них нет. Я согласна с вами - надо стремиться к "потолку", конечно, надо, просто если я во-время вдохновения начну думать о технике - оно уйдет и обидится. Значит, мне надо править уже после того, как я записала все, что чувствовала... А насчет придумали рифмы и ритм - это как с вопросом, что первично, сознание или материя, ведь сначала был стих, были разные стихи - а все категории стихосложения были подогнаны и выведены на их основании. Значит самый первый автор доказал свое право писать как хочет и как дал ему Бог... Это я так - ворчу, потому что меня всегда стесняли любые ограничения, ладно, привыкну. Спасибо Вам еще раз, и за похвалу и за советы. С благодарностью и теплом, Лена.
10/01/2008 19:32
От Anjey
Техника вдохновению не помеха, Лена! Вы в этом ещё много раз убедитесь, если овладеете ею. Другое дело, если есть только голая техника, даже высочайшего уровня. Я всегда повторяю: никакое мастерство не заменит даже самой малой крупицы таланта.
10/01/2008 21:32
Хорошее стихотворение,Лена.Легенда старая,казалось ничем ее уже обновишь..Но Вам,как всегда,захотелось подарить надежду,пусть даже призраку.И как "посвежел" Голландец! С уважением,Ксана
10/12/2007 15:12
Да, правда - ничего получилось?! Ксана, я очень люблю именно старые легенды, а эта легенда - она вообще вечная, я в детстве читала много историй, связанных с ним, одна другой страшнее, и чем страшней, тем интереснее...
10/12/2007 15:47
Правда,Лена,хорошо получилось.Я небольшой поклонник легенд и,особенно,сказок(кроме наших про Ивана-дурака),но эту читала с удовольствием.
10/12/2007 16:04
<< < 1 > >>
 
Современная литература - стихи