ОБЩЕЛИТ.РУ - СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Книжная лавка Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте


Яндекс.Метрика

Четыре лучшие пары "Квитня"(проза)

Автор:
Жанр:
Заранее прошу прощения у тех, кому не понравится мой рассказ. Это моё индивидуальное художественное восприятие, а не истина в последней инстанции.

....... Тихий, жёлтый октябрь укутал Харьков теплом, солнечно было на душе и в атмосфере. 12 Числа, наконец, состоялся конкурс "Первая столица" или рабочее название "Танцы 40 лет спустя". Сегодня Харьков вспомнил не только своё легендарное "столичное" прошлое, но и отметил 40-летний юбилей бальных танцев в этом городе. На площадке разминаются пары. Они сегодня завоюют такой желанный пьедестал своим мастерством и красотой нарядов, получат медали, кубки и грамоты за своё старание. Какие молодые прекрасные лица, фантастические костюмы!
....... Тогда всё было намного скромнее. Мы были первопроходцами в области бальных танцев. В те 70-е они преследовались, как тлетворное влияние Запада. Блюстители нравственности так и говорили:
.......- Это ж надо так вилять бёдрами в ча-ча-ча! Cамба - е*бля задом! Румба - танец любви? Если это любовь, то зачем крутить ягодицами? Это не любовь, а неприкрытый секс! Джайв - это просто пляска грешников в аду на сковородке! В танго партнёр так трясёт партнёршу, что у неё может отвалиться голова. Это неприлично для девушек, не говоря о юношах. Необходимы наши, Советские бальные танцы: "сударушка", "весёлая минутка", "вару-вару", "вальс - па-де-грас", "общедоступный фокстрот". Многие хореографы создавали такие композиции. Приходилось под их прикрытием протаскивать в конкурсы самбу, чачу, румбу, джайв, стараясь привнести классическую хореографию для облагораживания неприличных движений. Скромные платья - девушкам и строгие комбинезоны - парням, чтобы было меньше голого тела. Мы брали пример с фигурного катания - гордости СССР. А потом уже они с нас. Но это потом.
....... Как это было давно! Столько воды утекло с тех пор! Пережили перестройку, две революции и теперь переживаем войну на Юго-Востоке. А мы всё танцуем! Да ещё как! Войны - преходящи, а танцы - вечны!
....... К мероприятию готовились заранее, старались пригласить всех причастных к развитию танцев в нашем городе людей, в основном, не столько бывших танцоров, но прежде всего учителей, которые большую часть своей жизни посвятили этому прекрасному виду деятельности. Но не все пришли. Одни по болезни, другие не захотели встречи с прошлым.
....... Лично я стараюсь на все предложения отвечать согласием, жертвуя своим временем, чтобы не обидеть отказом, пренебрежением, а заодно получить очередную положительную эмоцию, чтобы подхлестнуть себя в творческом плане, теперь уже в литературном. А здесь, хочешь или нет, а окунаешься в гущу самых ярких событий сегодняшнего дня.
....... Так вот, к назначенному времени я устремилась на торжественную часть конкурса - финалы и награждение победителей. На подходе к дверям Дворца спорта ко мне резво подбежал молодой человек с приветственными словами:
.......- Здравствуйте, вы Шрамко помните? Я сказала:
....... - Да. Я помнила многие фамилии, но лицо молодого человека мне мало что сказало, прошло много времени - он "из мальчика стал мужем". Проводив меня через проходную в зал, усадил за столик для гостей, где были стулья все свободные. Я пришла первой.
.......- Вам принести чай? Кофе?
.......- Чай.
....... Я оглянулась по сторонам в надежде увидеть кого-нибудь из знакомых. Но все или где-то далеко беседовали с коллегами, или ещё не пришли. На площадке для танцев разминались некоторые пары под одну и ту же музыку танцевали разные танцы, кто латину, кто стандарт. По периметру вокруг площадки танцевал очень забавно огромный белый медведь - кукольная анимация. К нему подходили дети, фотографировались или танцевали вместе с ним. И мне захотелось тоже потанцевать, но я сдержалась.
....... Шрамко принёс мне чай и пожелал приятного вечера. Всё-таки умеем воспитывать настоящих джентльменов! За спиной я услышала голос Владимира Караченцева - организатора конкурса, подошла к нему поздороваться, мимо прошли несколько молодых тренеров, поздоровавшись, затем подошёл Сергей Пинчук - богатырского сложения, обнял меня крепкими руками. Я растаяла, забыв прежнюю конкуренцию и натянутые некогда отношения: несколько лет назад он не позволил моей паре выступить на своём конкурсе без книжки участника своей федерации. Тогда было около 8 федераций и у каждой своя книжка. Теперь всё проще: приходи и участвуй с любой книжкой и даже без неё - дело личное.
....... За столиком для гостей начали появляться приглашённые, они громко и радостно восклицали, обнимались, обменивались новостями, типа, "как делишки, как детишки?"
....... Ольга Литвинова уже 13 лет живёт в Нью Йорке с сыном и невесткой. Приехала навестить родню. Её я помню с тех пор, как пришла в ансамбль "Квитень". Тогда ещё Балюк Ольга была студенткой ХПИ и у неё был опыт в конкурсном танцевании. В "Квитне" было много пар, но 4 из них были элитой клуба. Ольга Балюк и Владимир Семёнов - явные лидеры. Мне не удалось с Ольгой поговорить в этот день, оставила разговор на завтра, а завтра она уже улетела в свою Америку. Я только успела спросить, как ей живётся, платят ли пенсию. Она ответила, что там пенсию дают в 65 лет, а украинскую здесь получает её мама. Она работает и живёт на зарплату разнорабочей эмигрантки. А здесь она была уважаемым тренером бальных танцев во Дворце студентов, руководителем коллектива "Элегия", женой Алексея Литвинова. Мне удалось по телефону поговорить с её мамой, попросила рассказать о первых шагах дочери в танцах. Вот её воспоминания.
...... Оля училась в СШ № 33 и ходила в кружок бальных танцев, который вела физрук Киреева Лидия Владиславовна. Она их не только учила, но и возила на конкурсы школьников в город Киев, где Оля с коллективом завоевала 2 место, тогда ещё не было индивидуального танцевания. Мама рассказала, как девочкам покупали одинаковые белые туфельки в закрытом обкомовском магазине в подвале на площади Дзержинского, как шили платья в ателье из капрона. Её голубое платье с рукавом "крылышки" и воротником вокруг декольте просили потом продать, но она отказывала всем, говорила, что это будет платье для выпускного бала. Так что Оля была уже "звездой" и солировала во всех концертных номерах. Балюк и Семёнов были в коллективе парой №1, они были высокими, стройными, красивыми и хорошо танцевали. Один недостаток: Владимир был женат.
....... Вторая пара, которая конкурировала с ними была - Литвинов Алексей и Рывкина Люся. Алексей тогда был студентом Института культуры, учился на библиотекаря. Был весёлым, начитанным балагуром, умел обольщать девушек игрой на пианино, гитаре и блатными песнями. Был очень обаятельным и привлекательным. Люся - очень экстравагантной и эмоциональной, что полностью перекрывало её небольшой рост и пухленькую фигурку. Она тоже как-то быстро вышла замуж и родила дочь. Мы все ходили смотреть на её маленькое чудо.
....... Третья пара - Сергей Стовбун и Лариса Никитская. Сергей, всегда модно одетый, с причёской "под Битла", невысокого роста, очень талантливый и беспечный, так и не женился, всю жизнь прокутил, умер в 2010 году в Луганске, проработав всю жизнь хореографом, для многих оказался "трамплином", а сам так и не взлетел... Лариса - всегда собранная, аккуратная, всегда точно знала, чего она хочет и куда держать путь. Танцевала очень хореографично - тянула носочки, держала ручки, её нам часто ставили в пример, но не эмоционально. Свой коллектив организовывала с мужем Сашей - футболистом, который для "заманухи" приглашал мальчиков в футбольную команду, но для начала нужно было выучить танцы, чтобы потом, после победных матчей танцевать с девочками на дискотеках. А за танцами уже было не до футбола. Преподавать бросила давно, стала элитной швеёй для танцорш. На встрече держалась, как всегда, сдержанно, слегка высокомерно. Сказала мне, что Украине давно пора идти в Европу, поскольку там вся элита давно учится , живёт или отдыхает. И, несмотря на изобилие тканей и фурнитуры здесь, она всё привозит из самой Германии, даже клей для стразов.
....... Четвёртой парой в разные годы были разные люди, они выходили из общей массы, когда нужно было выступить на важных концертах. Тогда это была пара - Сергей Сукачёв и Валентина Веселова. Потом они поженились и оба стали Сукачёвы и пошли делать свой коллектив во Дворец студентов. Их подменила пара Гарик и Лариса Андриенко. Они настолько от всех отличались внешне, что им трудно было в ансамбле не выделяться. Они оба огромного роста, очень красивые яркие брюнеты, Гарик с бородкой какого-то восточного принца, Лариса с длинной роскошной косой, при том, что все мы были с одинаковыми модными в то время стрижками "сесун". Частые "семейные разборки" больше мешали танцевать, чем помогали, но расставить их было немыслимо. Смотрелись они хорошо, но танцевали скованно из-за большого роста и отсутствия пластичности. Много лет вели свой клуб "Электрон" в ХИРЭ. На встречу не явились.
....... Все остальные участники ансамбля тянулись за лидерами, чтобы участвовать хотя бы в подтанцовках. У нас многие композиции были поставлены для первой линии - 4 пары и второй линии - 6 пар. Я была счастлива, когда удавалось выйти во втором ряду где-нибудь сбоку со своим партнёром. Зато в личных соревнованиях мы никогда не опускалась ниже 3 места. Уж тут наша неуёмная энергия давала себя знать. Руководители старались нас уровнять, а мы стремились к разнообразию, применяли движения и фигуры, подсмотренные у известных пар, перенимали вычурную манерность исполнения. Даже сегодня, глядя на юные пары, увидела, как каждый старается чем-то выделиться. Одна девочка всё время танцевала с широко открытым ртом. Ей кричали: "Давай!" - и она ещё шире его открывала. А мы тогда демонстрировали "голливудские улыбки" и осиные талии - все платья были в талию и юбочка клёш очень коротенькая с подюбником, чтобы ноги казались длиннее. Сейчас таких платьев нет, все с заниженными талиями, поэтому фигуры напоминают столбики. Где будем талию делать? А ноги кажутся короткими, как у болонок. Но у взрослых девушек есть платья с вырезанными боками и длинными "хвостами", что тоже делает их очень стройными.
....... Но главное - танец. Сейчас в век информации не осталось уже белых пятен в технике исполнения. Но, к сожалению, нет чистого техничного без напряга(это главное) исполнения. Особенно это видно в джайве - самом быстром из всех танцев. Вместо вдавливания себя в пол в ритме ММБиМБиМ с техникой М - медленно (каблук-колено-бедро) каблуков никто не ставит, коленей никто не выпрямляет, а бедро вовсе никуда не сдвигается. Все! до единого прыгают на полупальцах с полусогнутыми ногами. Что там судьи оценивают? А они с умным видом ставят свои оценки, руководствуясь внешними данными танцоров. Поэтому танцуют не умные, а красивые. Это всё равно, что оценивать певцов не за гибкость голоса, а за умение громко орать во время пения. Ведь техника джайва и остальных латиноамериканских танцев основана на гибкости всего тела, а не на ужимках и прыжках. Тем они и интересены. Это я ещё не задела ритма - 1,1,3/4,1/4,1,3/4,1/4,1, линий баланса и формулы ведения - им этого никогда не постичь! Это высшая математика танца. Поэтому я быстро потеряла интерес к происходящему на площадке и вела беседы.
....... К своему удивлению, узнала, что Сергей Пинчук, который сам никогда не танцевал, а только был при танцах, пишет... учебники по танцам и по ним учатся студенты Педакадемии. Большой вопрос: чему они там учатся? Мы, когда получили хороший квалифицированный перевод Алекса Мура "Техника бальных танцев" с помощью переводчика и тренера танцев из Санкт Петербурга Юрия Пина и прошли у него семинар, то наконец поняли истину танца. У Пина даже "коровы" и "толстопузики" танцевали великолепно! Зачем Пинчук? Чтобы опять уйти назад в дремучесть? Что и видно сейчас на паркете. Он мне ещё предложил по ним поучиться! Кстати, Сергей тоже был в "Квитне" после нашего ухода. Он слямзил оттуда все композиции и ставил в своей Педакадемии. Помню "Парижское танго" - постановку Гинейтиса для нашего клуба танцевали коряво какие-то пары на выпускном из Педа. Я помню, как нас "шкурил" в нём сам Гинейтис.
....... Хочу отдельно остановиться на руководителях ансамбля "Квитень" супругах Изабелле Назаровой и Олеге Невшупе. Они оба мягкие, ителлигентные люди. Я никогда не слышала от них ругани, оскорблений. "Проработка" ошибок была тихой, ироничной с грустью в голосе. И нас воспитывали быть интеллигентными, вежливыми и вести себя достойно, как будто мы люди из высшего общества, если уж мы танцуем бальные танцы - такие модные и популярные. Они сделали по тем временам невозможное - большой коллектив с изумительным репертуаром, красивыми костюмами. Организовывали для нас семинары выдающихся пар - Поповых, Генейтиса, Давидовских, Шкляров. Выпестовали ежегодный традиционный конкурс "Харьковская весна", на протяжении 12 лет это был единственный официальный конкурс в Харькове для исполнителей бальных танцев, известный и популярный во всём СССР. И всё для нас бесплатно! Даже поездки за границу. Сейчас разных конкурсов в Харькове, как собак нерезаных, и всё за счёт самих же участников. Даже сегодня было их два, этот и на Зерновой в "Планете". Я в своём Дворце пионеров проводила по 4 конкурса в год как по бальным, так и по современным танцам.
....... Коллектив "Квитень" получил звание Народного и регулярно подтверждал его новыми постановками и лучшими номерами перед республиканской комиссией. Мы выступали на правительственных концертах в Киеве, Харькове, Запорожье. У нас был очень красивый медленный вальс на 10 пар. Все девушки в нежно-сиреневых пышных платьях, все парни во фраках. Сначала выходят 4 парня, потом 4 девушки, затем выходят ещё 6 пар и сцена напоминает цветущий сад. Однажды на концерте мы делали подтанцовку к песне "Яблони в цвету", её пел автор Евгений Мартынов. В перестроечные годы всё раз-ва-ли-лось. Сейчас даже сам ДК ХТЗ напоминает кладбище былой славы. Не топится, не работает, сдаёт в аренду помещения.
....... Самым эмоциональным и громким был Алексей Литвинов, который достиг абсолютного лидерства, когда стал в пару с Ольгой. Он был в одно время репетитором нашего ансамбля и всячески был против общих композиций, а только за индивидуальное танцевание. Мечтал стать чемпионом мира. Этим он расколол коллектив и ушёл с небольшой его частью на самостоятельную работу. Сейчас бы его назвали "сепаратистом". Собственно, он меня с партнёром привёл в "Квитень" и, как только он рассорился с руководителями и ушёл из коллектива, то мы последовали за ним, как ниточка за иголочкой. Сегодня он непременно был бы здесь. Пока мог, он всегда был в гуще танцевальных событий. Алексей Литвинов наиболее из всех прославился не только в Харькове, Украине, но и в мире. Сначала как танцор, потом хореограф и организатор конкурсов, потом достижениями учеников коллектива "Горизонт", мы ему в этом тоже помогали, как могли. При недавней нашей встрече он сказал, что настала его пора продавать своё имя как бренд. Не знаю, удалось ли ему осуществить задумку, но сейчас Алексей тяжело болен. По ТВ объявили сбор денег на его лечение за границей. Боюсь, что поздно.
....... Не хочется о грустном. В общем-то все эти годы пролетели незаметно, мы постоянно то сближались, то отдалялись друг от друга, но всегда были в поле зрения. Эта встреча - своеобразный итог. Я не написала о многих других своих добрых приятелях, с которыми провели весёлую беззаботную юность, но об этом думаю написать в следующих рассказах.

16.10.2014 г.

P.S. 9 декабря 2014 года Алексей Литвинов ушел из жизни. В Википедии прочитала его биографию и обнаружила ошибку: в институте культуры он учился на библиотечном факультете, хореографии никогда не обучался, даже возмущался, когда в "Квитне" приглашённый солист балета ставил всех к станку для элементарного экзерсиса, считал бальный танец вне хореографии. Гораздо позже признал необходимость хореографии в воспитании танцоров бальных танцев, иногда на конкурсах в ряду судей стоял в третьей позиции. 22.01.2015 г.




Читатели (233) Добавить отзыв
От serafim
Люба, настолько интересно все подано, что прочел на одном дыхании. Жизнь меняется и диктует свои приоритеты, веяния... Но- ста- ль- жи. С уважением. Сергей
17/10/2014 14:48
Спасибо, Сергей, за отзыв. Написала рассказ для танцоров, им может не понравиться моя критика. Для остальных думала, что вообще будет не интересно. Я сначала думала написать "Историю БТ в Харькове", начала собирать материал. Встреча дала несколько иной уклон, как бы мостик из прошлого в настоящее. Пока не забылись впечатления, быстро написала рассказ, даже редакцию ещё не провела, только собираюсь. Потом постараюсь продолжить эту тему. Кто, если не я? По телефону все готовы мне помочь, но написать на бумаге отказались пару слов чиркнуть.

С любовью Любовь.
17/10/2014 15:20
МАЛО КТО ЗНАЕТ,ЧТО КОГДА В ДЕКАБРЕ 1917 ГОДА ЛЕНИН ВПЕРВЫЕ СДЕЛАЛ УКРАИНУ НЕЗАВИСИМЫМ ГОСУДАРСТВОМ,ИЛЬИЧ НЕ СМОГ ДОГОВОРИТЬСЯ О МИРЕ С ТОГДАШНЕЙ КИЕВСКОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ И ПОЭТОМУ ОБЬЯВИЛ САМОЙ ПЕРВОЙ УКРАИНСКОЙ СТОЛИЦЕЙ ВАШ СЛАВНЫЙ ГОРОД ХАРЬКОВ.ПРАВДА,УЖЕ ВЕСНОЙ 1918 ГОДА СТРЕМИТЕЛЬНО НАСТУПАЮЩИЕ К ДОНУ НЕМЕЦКИЕ ВОЙСКА ПОСЛЕ ЗАХВАТА ИМИ ХАРЬКОВА ОБЬЯВИЛИ ХАРЬКОВСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО УКРАИНЫ НЕЗАКОННЫМ(ЗА ОТКАЗ СОТРУДНИЧАТЬ С НЕМЦАМИ)И ОФИЦИАЛЬНО ПЕРЕНЕСЛИ СТОЛИЦУ УКРАИНЫ В ГОРОД КИЕВ...
С ЛЮБОВЬЮ СЕЛИВЕРСТ...
17/10/2014 13:18
Я точно этого не знала. Что немцу хорошо, то русскому смерть. Я бывала в Германии, там бы не хотела жить.

Спасибо, Селиверст, за отзыв. С любовью Любовь.
17/10/2014 13:29
Наконец то и Вы Селивестр осознаёте: кто такие Порошенко и его команда? Ленин их человек, и Сталин тоже из их компании.
Так, что зря они памятники Ленину валят. Пусть восстанавливают.
А вот России следует пересмотреть взгляды на памятники Ленину.
17/10/2014 17:17
<< < 1 > >>
Ленты отзывов социальных сетей проверяются модераторами Общелит.ру. Но сигналы о нарушении правил в отзывах поступают непосредственно модераторам Вконтакте и Facebook.
 
Современная литература - стихи