ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Ахиллии, Буджака,Бессарабии подземелья

Автор:
Жанр:
ЛЕГЕНДАРНЫЕ ПОДЗЕМЕЛЬЯ

О великолепии, достопримечательностях, истории АХИЛЛИИ – Бессарабии - Буджаке, написано немало записок путешественников, монографий ученых и местных краеведов, справочников, путеводителей, стихов и рассказов, картин художников. Но тема эта - неисчерпаема для археологии, поиска новых архивных сообщений, анализа и размышлений! Наш край – практически, еще почти не изучен, научно всесторонне не обследован и не описан. Даже местное население – об истории и богатствах края имеет смутное представление. Перефразируя мудрых, подчеркнем: « Тем, кто не знает своей истории - не имеет будущего»!
В доисторические времена, планету покрывал океан Тетис. Вода покрывала и всю тогдашнюю территорию Ахиллии. Проходили тысячелетия, океан отступил, оставив Черное море, песок и бесчисленные насыпи раковин моллюсков. Время превратило их в понтийский известняк-«ракушняк». Нигде более в мире, нет таких за-пасов известняка, как в нашем крае. Еще древние греки, при колонизации Северного Причерноморья, начали активно использовать этот материал для построек. Позже, появились катакомбы, которые использовали в культовых целях и для захоронений. Еще позже, в период турецкого ига были построены ряд крепостей и подземные коммуникации как самими турками, так и населениием. Подземные туннели здесь ранее рыли казаки и население, чтобы их врасплох не застали турки, получая возможность скрытно, под землей перебраться в безопасное место.
С тех пор, Ахиллия – Бессарабия – Буджак, - средоточение интереснейших подземелий: полуподземных храмов, подземных ходов и склепов, каменоломен и шахт. У жителей придунайских городов и сел бытуют легенды, - не без оснований, о существовании «турецких» подземных ходов, ведущих за Дунай в Румынию.
Подземные ходы - вовсе не легенда. Они выявлены не только в Килии, Измаиле, Рени, но и в селах Струмок, Новосельское, Орловка. Поныне существуют камено-ломни в Арцизе и многокилометровые(!)- в селе Делены, этого района. Со средне-вековья, подземные коммуникации овеяны клубком из мифов, легенд и реальности! Эвлия Челеби в 17 веке писал, что во время ремонта Аккерманской(Белгород – Днестровской) крепости, были обнаружены в подземельях пещеры с огромными по размеру костями. Суеверные турки, пещеры эти замуровали. Где находятся эти пещеры до сих пор не выявлено! В районе Греческой церкви, построенной в 1482 году, (старейшей в Белгород -Днестровском), также найдена подземная церковь, предположительно, еще более древняя! Легенды крепости в Белгород-Днестровском, в основном связаны с многочисленными и разветвленными подземны-ми ходами. По бытующим послевоенным(1945года), легендам, из них по ночам выходили рогатые отвратительнопахнущие существа. Сероводородный запах су-ществ, породил легенду о потусторонних силах, «выходящих на землю из ада». Пришельцы нападали на людей, отнимали у них продукты и исчезали в подземельях. Затем произошло несколько нападений рогатых людей на окрестные сады и даже на хлебный фургон. Местные жители прозвали их «подземными вонючка-ми». Тогда можно было услышать версии об: «австралопитеках, заплутавших в катакомбах», «о поколении потомков землян с представителями внеземных цивилизаций», «об убежище румынских дезертиров». В 60-80-е годы двадцатого столетья, жители среди ночи были разбужены грохотом землетрясения или подземных взрывов. С тех пор, - «рогатые» - более не появлялись.В то время в местной прес-се была выдвинута «Египетская версия «рогатых людей». Ее суть: «Еще в 1418-1410 годах до н. э. фараон Аменхотеп IV, с супругой Нефертити, пытался сломить могущество знати и жрецов культа бога Амона-Ра, и заменить их единым богом солнечного диска. В основе культа - почитание воздушных стихий: ветра и бури. Жрецы – хранители культа Амона – поклонялись священ-ному быку Апису, земному воплощению предка Амона – древнего бога Пта.
И в честь него носили на голове рога. Фараон запретил культ Амона, а вместо него ввел новый, в котором был только один бог – Атон, являвшийся сим-волом и синонимом Солнца. Себя Аменхотеп IV также переименовал и стал называться Эхнатоном – «угодным Атону». Верные своему старому богу непримиримые жрецы отказались подчиниться и тайно покинули Египет, захватив с собой самое драгоценное сокровище Главного храма Амона-Ра-восемь килограммов алмазов(«чистейшей воды» южноафриканские алмазы, стоимостью сегодня, сотни миллионов долларов!). Бежавшие жрецы с сокровищами Амона добрались до самого «края мира», Ахиллии - Скифии. Используя опыт сооружения лабиринтов, жрецы вырыли подземные жилища для защиты от врагов, соединив их запутанными ходами. Прошли столетья. При строительстве крепости часть древних подземных ходов турки приспособили для тайного сообщения с внешним миром во время возможной осады. Есть предположение, что один из тайных ходов выходит к Скифской могиле, а другой – к Острову тирагетов. Ныне этот остров находится на дне Днестровского лимана, но именно там, в его подземельях, предполагаются сокрытые египетские сокровища. В работах некоторых историков отожествляются религия и символы древних русов и египтян. Поэтому «живучи» легенды о пещерных обитателях лабиринтов Аккермана. Эвлия Челеби описал также подземные ходы крепости Килия:«…От трех тайных ворот, называемых водяными, расположенных в разных местах на берегу Дуная, к центру крепости были прокопаны рвы, сверху перекрытые досками. Посторонние люди принимали их за дороги, а на самом деле под досками, в этих своеобразных ходах, могли передвигаться да-же всадники и повозки.» ….
Остатки этих сооружений, следует поискать и возможно найти!
В Измаильской крепости – имеется масса подземных ходов и будто бы, некоторые из них ведут в Румынию под Дунаем. По легенде, после штурма Измаильской турецкой крепости суворовцами было много раненых. Лекарей, лекарств и бинтов не хватало. Старые бинты стирали, сушили и использовали повторно. Вскоре, солдаты которые мылись и стирали бинты водой из речки, за Бендерскими воротами (улица Ивана Франко), выздоравливали быстрее. Воду для лазаретов стали возить только из этой речки. С тех пор, о целебных свойствах воды, слагали леген-ды, а речку сохраняли в чистоте. Ее использовали в народных и знахарских рецеп-тах. В виде ручья, сохранялась речушка, до середины 60-х годов.
В Измаиле в районе улиц Железнякова, Пушкина, Суворова, Тучкова - обнаружены подвалы(«мины»), протяженностью до 40 метров, высотой и шириной до 3 метров. Ходы – сводчатые, с кирпичной кладкой. Почти все ходы обвалены.
Некие подземелья существуют и сейчас, в Арцизе, а в Татарбунарских – прятали оружие и существовала типография…….
Имеются мифы, что подземные ходы в Татарбунарах возникли в глубочайшей древности, еще тогда, когда между отрогами возвышенностей плескалось море. Позже, потом там стали добывать камень для строительства. Так и появились со временем катакомбы, вплотную связанные с Татарбунарской крепостью, о которой сегодня малоизвестно, а входы в каменоломни завалены. Малоизвестен факт наличия у города Болград - двух шахт по добыче бурого угля, которые функцио-нировали до 40-х годов 20-го столетья. Какими они были и как сохранились, неизвестно.Существует масса легенд и мифов об Одесских катакомбах. Одесский известняк-ракушечник начал использоваться человеком, как строительный материал очень давно. Ещё люди Усатовской культуры, жившие более 4 тыс. лет назад, строили жилища из местного ракушечника. Во время раскопок древнего поселения в районе села Усатово в 1921 году были обнаружены остатки сооружений из понтического известняка-ракушечника. Сохранившиеся части построек были сло-жены из кусков камня размерами 20-25 см х 18-20 см х 5-8 см. В 200-330-х гг. нашей эры на месте Одессы существовали небольшие поселения скифов и греческие фактории. В средние века здесь также были лишь небольшие населённые пункты. Строительный материал для своих сооружений жители брали, видимо, из естественных обнажений (выходов) камня-ракушечника на поверхности в балках и по берегу моря. Во второй половине ХVIII века на месте Приморского бульвара была построена турецкая крепость Ени-Дунья. Возможно, в Ени-Дунье существо-вал подземный ход, который и послужил прообразом для создания легенд о турецких катакомбах. По последним данным, Одесские катакомбы,- самые знаменитые в мире. Их протяженность достигает трех тысяч километров. Для сравнения: протяженность Римских катакомб — триста, Парижских — пятьсот километров. Даже приблизительная топография нашего подземного лабиринта неизвестна. В настоящее время Одесские катакомбы по своему хитросплетению лабиринтов являются одними из самых запутанных в мире. Температура воздуха под землей круглый год +14 С. А глубина в некоторых местах достигает 100 м. Полных планов катакомб нет.
Легенды……. В 1936 г. чекист Тимофей Грицай обнаружил на Молдаванке, в стене горной выработки, вход в пещеру, заполненную костями каких-то животных. В 1945-1995 гг. исследования продолжили научные работники и спелеологи. Палеонтологи выяснили, что костные остатки (более 100 тысяч костей!) принадлежали верблюду, лисице, хомячку, пищухе, полевке, гиене, страусу. В меньших количествах (от 1 до 10 особей) представлены такие животные, как мастодонт, саблезубый тигр-махай-родус, медведь, барсук, хорек, а также антилопы, олени, различные птицы (кеклик, пастушок, орел, сокол) и рыбы (судак, щука). В 70-90 гг. спелеологи обнаружили под Одессой более десятка пещер, самая крупная из которых имеет длину более километра. Их происхождение во многом остается загадкой.
Из легенд «подземников» - диггеров. Интервью Михаила Кордонского:«Катакомбы - это наша определенная экологическая ниша. Мы не бандиты: у нас нет пистолетов и кастетов. Мы не банкиры: у нас нет денег. Мы не средний класс: у нас нет квартир. Мы не нищие: у нас нет своего подвала и мы не умеем из мусоросборника вы брать нужные вещи. А наше дело - это возможность нашей прописки в социуме. Ты что делаешь? - Я иду в катакомбы. Это наша определенного рода... защита не защита, но наш пласт. И мы таки занимаем место в обществе. Не только это, я могу подписаться еще под разными вещами: автослесарь, плотник, сварщик... Но все это примитивно. Мотоциклист там, строитель, грузчик... Но это все - так, между прочим. А вот я говорю, что я – подземник, и это... Это и есть Я. Михаил Кордонский»…..В катакомбы ходят обычно через знакомые входы, и неподалеку от каждого есть удобное для стоянки место - База. Пока люди в системе, на базе всегда горит свечка. Если погасла - ждать беды. От этой свечки не прикуривают. Либо прикуривают те люди, которые получили на это... эзотерическое разрешение. То есть они могут взять на себя ответственность за то, что произойдет дальше. У каждой системы есть Хозяин. По большому счету, Хозяин один, но в разных ипостасях. Вроде Хозяйки Медной горы. Из поколения в поколение передается поверье, что есть система Хозяина, в которую никак нельзя попасть, хотя входы и не завалены. Система очень маленькая, как три трехкомнатные квартиры. Общаться с Хозяином нужно только уважительно и терпеливо. Не прятаться. Отмечаться, что ты есть. Ходить всегда через базу, а не окольными путями, даже если они ближе. .. Когда Хозяин сердится, люди начинают «блукать» на голом месте. Два-три часа можно ходить по участку длиной 200-300 метров. А можно и дольше. Есть еще одна категория обитателей катакомб - случайные люди. О них известно мало, точнее, становится известно только тогда, когда они пропадают. В ряде районов, разными людьми независимо, в разное время и в разных обстоятельствах были услышаны и отсмотрены совершенно идентичные галлюцинации. И до сих пор это действует. Эти загадочные районы известны. И самое страшное – «черный круг». Во многих местах на своде или на стене нарисованы копотью окружности с точкой в центре. Это метки, куда каменотесы вбивали гвоздь для отвеса. Если ты идешь в систему, особенно в старую систему, и между точкой и внешней окружностью все пространство потемнело, то считается, что система "закрыта". Нельзя туда соваться, потому что могут быть неприятности. - Нет, это работа для души. ….Полная история одесских катакомб еще не воссоздана. Переплетаясь в самых неожиданных комбинациях, катакомбы образуют уникальные лабиринты.
В бесконечных запутанных галереях, местами узких, а чаще довольно широких, низких и высоких, иногда прямых, но большей частью извилистых не берет след ни пограничная, ни милицейская собака. Из одесских катакомб может выйти лишь та, которая выросла в них, а обычный пес идет только по лучику фонарика. Не зная лабиринтов, выйти из них почти невозможно. Человек, оставленный там без света, обречен на гибель.
До настоящего времени не проводилось серьезных исследований подземных коммуникаций и сооружений юга Бессарабии.
Разгадка их тайн, откроет новые страницы истории Ахиллии-Бессарабии-Буджака!

© Copyright: Михаил Большаков, 2013
Свидетельство о публикации №213022202285




Читатели (445) Добавить отзыв
 
Современная литература - стихи