(Литературная игра по биографии А. С. Пушкина) Цели: - обобщить знания о жизненном и творческом пути поэта; - сформировать наглядное представление о круге знакомств Пушкина; - воспитание бережного отношения ко всему, что связано с жизнью и творчеством великого поэта. Оборудование: - портреты А.С. Пушкина и его друзей; - магнитофон, кассета с записью акростихов, исполненных под музыкальное сопровождение на манер частушек. Вступительное слово учителя: Сегодня у нас не совсем обычный урок - вам придется показать свои знания жизни и творчества Пушкина, вспомнить все, что вы когда-либо слышали об Александре Сергеевиче. Класс разделен на две команды. Выбраны капитаны. Им предстоит сообщить и обосновать название своей команды, которое непременно должно иметь отношение к поэту. Команды совещаются. Капитан первой команды: Наше название "Пушки". Мы готовы сражаться за победу, как настоящие артиллеристы. Капитан второй команды: Наше название "Пушканчики". Мы считаем себя наследниками пушкинского духа, но поэт для нас - неприкасаемый авторитет. Мы лишь фанаты Пушкина, отсюда и название, сдобренное юмором. Учитель: Отвечать от имени команды имеют право только капитаны. Капитан команды-победителя получает право выставить оценки товарищам. Как только прозвучит акростих, команда по первым его буквам должна установить имя, вспомнить и назвать как можно больше родственников, знакомых или друзей поэта с таким именем, уточнив, о ком идет речь. Одно имя с правильным пояснением - один балл. Если объяснение неправильное, команда получает полбалла. Если у команды вообще не ответа - вопрос переходит к команде соперников. Они могут заработать дополнительные баллы. Итак, включаю магнитофон, звучит акростих для команды "Пушки". Лесть и шум вокруг поэта И блестят красавицы. Здесь Жуковский верховодит, Александру нравится. (Команда совещается). Капитан: Здесь зашифровано имя Лиза. Пушкин был знаком с Елизаветой Хитровой, дочерью М.И. Кутузова, и с Елизаветой Воронцовой, женой М.С. Воронцова. Учитель: Вопрос команде "Пушканчики", связанный с пребыванием Пушкина в Орле. Вольный ветер величаво, А Ермолов вежливо... Смотрит город на поэта Явно не насмешливо. (Команда совещается). Капитан: Зашифровано имя Вася. Василий Пушкин, дядя поэта. Василий Жуковский, поэт. Учитель: Общий вопрос для двух команд. Капитан после совещания с членами команды дает письменный ответ. Кто, кому и в каком произведении говорит такие слова: "Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой крови, а там что Бог даст". Ответ: "Капитанская дочка", Пугачев говорит эти слова Гриневу. Учитель: Включаю магнитофон. Акростих для команды "Пушки", и вновь мы видим поэта в Орле. Колдобины небольшие Около Ермолова Лезут сами под колеса Яростно и молодо. (Команда совещается). Капитан: Зашифровано имя Коля. Николай Гоголь, писатель. Николай Карамзин, историк. Николай Языков, поэт. Николай Гнедич, переводчик "Илиады". Учитель: Акростих для команды "Пушканчики". Сразу начали беседу, А не скоро кончили. Штаб опальный генерала, А в горах - проконсула. (Команда совещается). Капитан: Речь здесь идет о Саше. Александр Грибоедов, драматург. Александр Тургенев, историк. Александр Пушкин, сын поэта. Александр Шаховской, драматург. Учитель: Вопрос для команды "Пушки". Акростих связан с пребыванием Пушкина в гостях у Ермолова в Орле. Дверь открылась и окошко, И стоит за ставнями Мощный воин именитый, Алексей прославленный. (Команда совещается). Капитан: Зашифровано имя Дима. Дмитрий Веневитинов, поэт. Учитель: Приготовиться команде "Пушканчики". Речь пойдет о встрече Пушкина с философами-любомудрами ("архивны юноши"). Зги не видно в октябре Из-за листопада. На плечах у любомудров Архивы все что надо! Капитан команды: Имя Зина. Зинаида Волконская, поэтесса, хозяйка знаменитого светского салона. Учитель: Теперь общий вопрос. На него капитаны должны ответить письменно после совещания со своей командой. Акростих опять возвращает нас к встрече Пушкина с Ермоловым. Фейерверк беседы стих Еле-еле к вечеру. Дружный, светлый панегирик Яркому и вечному. Капитаны должны написать: "Зашифровано имя Федя. Федор Толстой, путешественник. Федор Глинка, поэт. Федор Тютчев, поэт". Учитель подводит итог соревнования. Капитан победившей команды выставляет ее членам оценки в соответствии с их участием в работе. Дмитрий ГАВРИЛЕНКО (Первая публикация: "Учительская Газета", N52 от 21 декабря, М.2004).
|