Среди современных поэтов творчество Дмитрия Гавриленко привлекает внимание тем, что форма стихотворений у него исправно служит содержанию, помогая раскрыть всю глубину авторского замысла. Для лирика это качество является важнейшим, так как объектом тут с давних пор служат тонкие, едва уловимые движения души и оттенки чувств. Повтор слов и строк в классической поэзии занял своё место среди художественных образов. Дмитрий Гавриленко учёл опыт предшественников и на его основе добился весьма неплохих результатов. Поиск поэта ярко отразился в книге «Рукотворный», составленной из брянской, орловской и московской тетрадей. Стихотворение «Ослеплённый тобою» датировано 1981 годом. Впервые опубликовано в альманахе «Юность плюс» (№2, стр. 15, 2005г., Москва): Нет гармонии – есть красота. Ты живое тому подтвержденье. Воду пить и с лица, и с листа, Если лес - это месторожденье. Дама в белом, а ты - в голубом, Улыбаешься критской мадонной. Слышен шепот: "Совет да любовь!"- Из какой-то эпохи бездонной На исчезнувшем праязыке. Я стою, ослепленный тобою, Возле древности и вдалеке, Без доспехов и рядом с толпою, Созерцающей сфинкса впотьмах. Силу львиную в теле любимой, Силу страсти и чувства размах, Страсти южной и неистребимой. Где гармония? В чем красота? Для кого сотворили кумира На печати не шире перста, Удлинившегося на полмира? Перси, плечи - и все на века Уцененное пыльной планетой. Если место рожденья – река, Легче легкого быть неодетой. Прошептать неживые слова, Оживить их своей ворожбою, Не догадываясь сперва, Что воспрянут они над собою. Я отчётливо услышала здесь своеобразное эхо слов с их усилением и не нашла традиционного повтора, который порой превращается в механическое воспроизведение. Чаще всего в конце стихотворения повторялись строки из его начала. У Дмитрия Гавриленко всё по-другому. В первом четверостишии появилось слово «месторожденье» применительно к лесу в условном придаточном предложении с союзом «если». Нетрудно сделать вывод о том, что речь идет о полезных ископаемых. Фактически это второе лексическое значение слова «месторождение». А вот первого-то и нет, зато в новом предложении, синтаксически обозначившем условие, появляются два слова «место рожденья». Эхо ничего не исказило: наоборот, уже на уровне словосочетания вернуло меня к первому значению «месторождения». Своеобразие в том, что оно отсылает к древнейшим временам, поскольку возможным местом появления на свет героини названа река. Нельзя не вспомнить при этом гипотезу о происхождении всего живого на Земле из океана, как и цветаевскую «дщерь, выношенную во чреве не материнском, а морском». Слова «неживые» только потому, что они древние, прилетевшие из тьмы веков, но понятные сердцам и не нуждающиеся в переводчике. Такая вот, по слову поэта, «ворожба», обеспечившая предсказание: «воспрянут они над собою». Оригинальный повтор я обнаружила и в написанном Дмитрием Гавриленко спустя пару лет восьмистишии «Расцвели засохшие сады»: Расцвели засохшие сады Не от солнца, не от Первомая. Почему – я сам не понимаю – Расцвели засохшие сады. Может быть, весенняя вода Корни и сердца их воскресила. Всем на свете, как святая сила, Может быть весенняя вода Первой строчке сопутствуют два отрицания с частицей «не»; последняя внешне такая же, но её сопровождает уже одна отрицательная частица. Положительный элемент явно усиливается, чтобы произвести в конце эмоциональный взрыв. Если строчка «может быть, весенняя вода» приносит с собой в текст скромное предположение, то в конце от неуверенности не остаётся и следа: «Всем на свете, как святая сила Может быть весенняя вода!». Исчезла всего лишь запятая, но как она преобразила концовку и всё короткое стихотворение! Эхо дошло в первозданном виде, хотя теперь оно доносит до ушей звуки, освещённые радостью. От первой половины 80-х годов до венков сонетов, написанных Дмитрием Гавриленко, путь времени в творческом отношении значительный. Могу сказать уверенно: он только укрепил мастерское владение поэтом «звуковым эхом», когда повтор одной единственной строки в тексте способен открыть в нём свежие грани. Галина ХАНЕЦКАЯ 2017г.
|