ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте


Яндекс.Метрика

Враг в зеркале культуры-жруг

Автор:
Жанр:

ВРАГ В ЗЕРКАЛЕ КУЛЬТУРЫ – ДРУГ
Академики, обсуждая состояние культуры, много говорили об ужасном падении нравов в обществе.

«Известия» № 128 (24976), 4 июля 1997.


«На пороге XXI века: образование и культура» — под таким названием прошла Международная конференция Российской академии образования.
В дальнейшем я упускаю академические титулы, поскольку все участники обсуждения
либо академики, либо, по меньшей мере, профессора.
Одна из интереснейших идей была высказана Бестужевым-Ладой. Даже при нынешнем положении дел можно и нужно реформировать наше образование, превратив так называемое, среднее образование в систему нескольких уровней.
Один уровень — обязательный и общедоступный, другой – избирательный индивидуальный и третий — специализированный. При таком подходе высшее образование потенциально открыто всем и не отгорожено от учащихся лабиринтом барьеров.
Хотя эта мысль не была развернута, она не кажется мне такой уж безнадежной утопией. В
США, например, каждый школьник знает, какой уровень ему светит в будущем, и стремится к своему рекорду уже с первых классов. У нас, хотя и существует система специализированных школ, все же господствует усредненный с виду демократический принцип. От всех требуется одно и то же. Сказать «учатся все» то же самое, что «никто не учится». Самое тревожное, школьники перестают читать. Компьютер и телевизор
отвадили самую читающую страну от книги. К тому же приходится признать, что главные
педагоги сегодня не родители и не учителя, а кумиры ТV. Это проблема всех цивилизованных стран. В ряде городов Франции выпускники школ не в состоянии правильно заполнить почтовый конверт. Вызов брошен. Справится ли с ним наша цивилизация или превратится во что-то другое, пока неизвестно.
Знаю только, что при любом раскладе в России не исчезнет читающая элита. В связи с этим высказанная Бестужевым-Ладой идея многоуровневого образования очень важна. Насильно в рай тащить никого не надо. Кто-то научится заполнять конверты, и на том спасибо. Другие же к одиннадцатому классу будут читать Шекспира на староанглийском и задумываться над Эйнштейном. Переделывать человека не надо. Каждому найдется ниша. Самая идиотская идея XX века — «воспитание нового человека». Образовывать можно то, что есть. Лепят из глины. Высекают из каррарского мрамора. Учителям
приходится работать и с мрамором, и с глиной. Желательно, чтобы глина попала к гончару, а мрамор к скульптору.
Здесь со мной, по всей видимости, не согласится Борис Неменский, ставший уже во время конференции лауреатом Государственной премии. Он много лет жизни потратил на то, чтобы у нас, как в Японии, рисование или художественное воспитание в школе было повседневным. Японцы-то вон куда рванули. Разве не убедительно? Убедительно. Почему
же, несмотря на многолетние усилия, преподавание того же рисования или той же музыки
так и осталось на задворках? Здесь опять проблема глины и мрамора. Разумеется, можно
потребовать от глины, чтобы она ваялась, а от мрамора, чтобы он лепился. Результат известен заранее. Иллюзии просветителей на том и разбились, что все образование взывает к разуму, который далеко не у всех присутствует. Как заметил однажды академик В.П.Зинченко, «человек разумный» никогда разумным не был. Склонность людей к безумию неисчерпаема. С талантливостью всех и каждого явно поспешили. Все же большинство людей не умеют рисовать не из-за того, что их этому не учили, а потому,
что к этому не способны.
Согласно проведенному опросу, 90% российских школьниц изъявили желание в будущем стать путанами. Ну, разумеется, они посмеялись над взрослыми. Возможно, те, которые хотят стать путанами, на самом деле мечтают о карьере японской гейши или античной
гетеры. Стало быть, надо учиться играть, если не на цитре, то на гитаре. Кроме того, гейши отлично разбираются в живописи, знают наизусть великих потов, весьма неплохо танцуют классические танцы, со вкусом одеваются, могут поддержать любую беседу в застолье. Школьницы, якобы пожелавшие стать путанами, вряд ли мечтают о карьере девушек с трех вокзалов. И тем не менее анкеты весьма травмируют академиков. Где же нравственность?
Разговоры о падении нравов – самая слабая часть академической конференции. Школьники и школьницы остаются школьниками и школьницами. Изменилась манера поведения. Лет 15 назад в анкетах было бы сказано, что все хотят быть кинозвездами или, на худой конец, балеринами. Сейчас откровенно пишут: «Хочу выйти замуж за нового русского». А раньше никто бы не решился написать даже дрожащей рукой: «Хочу выйти за секретаря РК ВЛКСМ», хотя это в принципе одно и то же.
Теперь маска лицемерия отпала и обнажилась торричеллиева пустота. Учителя в ужасе
бросились за помощью к новым батюшкам, а те стали забивать сознание школьников молитвами и постами, плавно минуя проблему добра и зла, которая им явно не по зубам. Да и не педагоги они, а священники.
«Священнику в школе не место» — считают почти все участники конференции. Однако были и возражения. Если учитель верующий, почему он не может рассказать об этом ученикам. «Все это пережитки атеизма», — заявил бывший директор музея научного атеизма и прямо с конференции уехал в Саров поклониться мощам св. преподобного Серафима Саровского.
Полемика о религиозном просвещении в школе была самой ожесточенной и представительной. При слове «Бог», произнесенном одним из участников, сверкнула молния, и гром потряс своды аудитории. «Поосторожнее», — заметил кто-то. Но дискуссия смело продолжилась.
В.А.Лекторский справедливо заметил, что атеизм – такая же неотъемлемая часть культуры, как и религия. Ведь не случайно же свободная мысль развивалась, освобождаясь от клерикальных колодок. Галилей, Коперник, Джордано Бруно, будучи людьми религиозными, вынуждены были вступить в конфликт с религиозным догматизмом. Если преподавать религию, то неизбежно и атеизм.
Словом, ясности здесь добиться не удалось. Разброд и шатания в умах простых людей примерно такие же, как в умах ученых. К подлинной свободе совести Россия оказалась неподготовленной. Система образования, построенная или на атеизме, или на замалчивании религии, конечно же, устарела. Но возврат к урокам Закона Божьего, сочиненный чиновниками синода, недопустим. Отмену этих уроков радостно привестствовали в свое время и св.Патриарх Тихон и Павел Флоренский. Если что и убивает религиозное чувство в зародыше, так это насильственно приобщение к церковным догмам.
«Враг в зеркале культуры – друг» – с таким неожиданным утверждением В.Л.Рабиновича аудитория как-то молча не согласилась. А между тем, наши учебники истории, как, впрочем, и зарубежные, угрюмо создают у школьников образ врага. Во всех войнах наше дело только правое. На нас только нападают. Мы же только обороняемся. А если взглянуть на ту же войну 1812 года глазами французов? Окажется, что за долго до нападения Наполеона на Россию наши войска пытались задушить Французскую революцию в самом центре Европы. Где Аустерлиц, где Альпы и где Москва.
Мы утверждаем, что в 1612 году Минин и Пожарский спасли Москву от польской интервенции. А ведь, с точки зрения поляков, они находились в Москве законно. Вся Московская Русь на вполне законных основаниях целовала крест польскому королю, призвав его навести порядок и покончить с диктатурой рюриковичей. Ибо чем иным было правление того же Ивана Грозного, как не диктатурой.
Это не призыв к пересмотру истории. Надо просто расширить поле зрения от национального до всемирного. Понять, что те же поляки и французы так же героически защищали себя и свою свободу, как мы свою.
Впрочем, до этого еще очень далеко. Но ведь образование всегда обращено к будущему.




Читатели (186) Добавить отзыв
 
Современная литература - стихи