ОБЩЕЛИТ.РУ - СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте


Яндекс.Метрика

В путь (туда и обратно)

Автор:
Жанр:
Отброшу я сомненья и тревоги,
Покину столь любимый мной диван,
Стряхну пыль домоседа на пороге.
Ты не скучай, дружище Таракан!

Ты снова остаёшься за старшого,
Следи за домом, окна открывай.
Не знаю, сколь в пути пробуду много,
Но, как вернусь, пусть будет каравай.

Закрылась дверь, калитка проскрипела
Мне вслед свой незатейливый мотив.
Душа навстречу дню рвалась и пела.
Дорога, солнце, речка – позитив!

Я прохожу зелёными лугами,
Трава – постель, а небеса – мой кров,
Мне вместо одеяла – стель тумана,
Будильник заменяет звон подков.

Луна – светильник мне нерукотворный.
Гасить не надо – облаком завесь,
Мой умывальник – лист, росой наполнен,
Не надо сказок – полон мир чудес!

Мы с Дедом распиваем чай вечерний,
Баба Яга нам снеди принесёт,
Под трель сверчка, хор лягушачий мерный,
Здесь Берегини водят хоровод.

Споёт мне на ночь Соловей Разбойник,
Чтобы наутро свистом разбудить.
Бросаюсь с головою в Тихий Омут,
В него не плюну – вдруг придётся пить.

С Чертями поиграем в догонялки –
Не всё ж хвостами воду возмущать,
А кто ловчей, рассудят пусть Русалки,
Тут нечего сопернику пенять…

Но что-то отвлекаюсь я от темы.
Иду и замечаю невзначай –
Иван Царевич, ищущий Царевну,
Раскуривает жухлый молочай.

Что в дыме едком он увидеть хочет?
Что сложится в евойной голове?
Над ним в ракитнике Гиена-зверь хохочет.
Да не одна, пожалуй, целых две.

Тут Змей Горыныч – вайверн трёхголовый,
С одним хвостом – двукрылый нетопырь,
С Кощеем – соучастником суровым
Читают на два голоса псалтирь.

Здесь Кот Учёный истину вещает,
Ходя вкруг Дуба по Златой цепи.
Но в камень неизбежно превращает
Дыханье Василиска, коли ты

Средь плевел лжи зёрн знаний не признаешь.
Лишь с Ласкою сумеешь одолеть
Того, что часто с Аспидом мешаешь…
Опять отвлёкся. Но не буду впредь.

Итак, я продолжаю путь неспешный,
Болотник, Вий, Овинный домовой,
Шишига, Банник, Водяной и Леший,
Все говорят: «Пора, малец, домой».

Но видно, я ещё не нагулялся,
Хотя б до края радуги дойти,
Туда, где семицветный мост касался
Земли. Быть может, клад смогу найти.

Вдали река Смородина петляет.
С Бабой Ягой и Змеем я знаком.
Калинов мост меня уж не пугает,
Но я его оставлю на потом.

Беду мне птица Сирин предвещает,
Удачу Алконост с собой несёт,
Но раз уж Гамаюн мне помогает,
То страхи и волненья – не в расчёт.

Как другу, ветру я подставлю спину,
Мне фордевиндом нравится шагать,
Не убоюсь я Лиха и не сгину,
Найду в болоте твёрдую я гать.

Но вот уже в пути какой день кряду,
Мне по ночам от печки снится дым,
Мне видится – на лавку я присяду,
Точу я лясы с нашим Домовым.

Кикимора, ты не шурши за печкой,
Я знаю, милая, что жизнь твоя – не мёд.
Не буду солью сыпать у крылечка,
Ну, хочешь, спой, я потерплю, идёт?

Уже видна завалинка у дома,
Вот ставни распахнулись мне в привет,
Друг-Таракан встречает у порога,
А на печи, как раз, готов обед.

=====================================================================================
Деды (реже – Диды) – духи предков, которые призваны хранить и защищать свой Род. В этом отношении Дед (не путать с наименованием живого предка) является мощным родовым духом, которому приписываются не только охранные, но и гармонизирующие функции. То есть Дед способен улаживать конфликты внутри рода, но делает это лишь в случае крайней необходимости, стараясь не вмешиваться в жизнь и семейный уклад своих потомков без надобности.

Баба Яга – персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя.

Берегиня – в мифологи древних славян – дух-покровитель, оберегающий достойных сынов и дочерей рода. Достойных – значит живущих по законам предков, первый из которых гласит: жизнь человека определяют его деяния, а мерилом всего является совесть. Жизнь в соответствии с канонами чести, достоинства, жизнь в согласии с собственной совестью – удел достойных. Таких людей Берегиня защищает от зла и горя.

Русалка – водяная дева, которая может в равной степени как помочь путнику, так и утащить его в омут. У древних славян существовала четкая градация водных духов, которые все вместе назывались русалками. Итак, русалками могут быть названы: водяницы, лоскотухи, мавки, лобасты.

Вайверн (от англ. Wyvern, читается с ударением на первый слог) — вымышленное существо, разновидность дракона, в отличие от классического геральдического имеющее только одну, заднюю пару конечностей, а вместо передней — перепончатые крылья.

Василиск – чудовище, которое имеет черты петуха, жабы, летучей мыши, дракона, и от его взгляда или дыхания каменеет всё живое. Кирилл Александрийский уточнял, что данное животное может являться детенышем аспида. Иногда Василиск отождествляется с Аспидом (Псалтирь, псалом 90, 1:13. «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона».
В мифологии славян образ Василиска повлиял на представления о васильковом цвете. Он считался завораживающим и всепроникающим, подобно яду чудовища. Василиска называли «синителем», или «васильковым повелителем». На Васильков день, который приходился на 4 июня, нельзя было сеять и пахать. Если пренебречь этим правилом, можно было добиться того, что всё поле зарастёт васильками.
Василиск представлял собой воплощение мудрости, жестоко карающей тех, кто не готов её воспринять, но пытается примерить на себя. С этой точки зрения можно объяснить распространенный сюжет в изобразительном искусстве: Василиск пожирает человека.
Демокрит писал о том, что один из злейших врагов Василиска — это ласка. Залезая в его нору, ласки убивают монстра, но сами также при этом погибают.

Аспид – в мифологии древних славян – крылатый змей, сын (либо воплощение) Чернобога, командующий ударными легионами тёмного воинства.

Болотник – злой дух, хозяин болота в восточнославянской мифологии.

Вий – в русской, белоруской и украинской мифологии считался существом, чей один взгляд мог принести смерть. Его глаза всегда были скрыты под веками, бровями или ресницами. Сын Чернобога и Марены, богини смерти. Служил воеводой в войске Чернобога, а в мирное время был тюремщиком в подземном царстве. У него в руках всегда был огненный бич, которым он наказывал грешников. Его веки поднимали с помощью вил его помощники.

Овинный домовой – в традиционных народных верованиях восточных славян – дух места, живущий в овине (на гумне), оберегающий его и хлеб от всякой напасти, беды и нечисти, часто даёт хороший примолот.

Шишига (в славянском фольклоре шишимора) – маленькое существо женского пола, живущее в камышах у мелких водоёмов и речушек. Увидеть шишигу – к несчастью, она пытается утащить в воду зазевавшихся прохожих, особенно пьяных. Считалось, что днём шишига отсыпается, а «на охоту» отправляется ночью – ходит в сумерках голой с взъерошенными волосами.

Банник – дух, обитающий в бане. Выглядит как маленький тощий старик с длинной бородой. Одежды на нем нет, но все его тело облеплено листочками от веника. Несмотря на свой размер, очень силён, легко может свалить человека и таскать его по бане. Банник довольно жестокий дух: он любит попугать страшными криками тех, кто пришёл в баню, также может кидаться горячими камнями из печки или ошпарить кипятком. Если банника разозлить, то он способен даже убить человека, задушив его в бане или заживо содрав с него кожу. Разозлившийся банник также может похитить или подменить ребёнка.

Водяной – персонаж древнеславянской мифологии, владыка водоёмов и повелитель водной стихии. Водяной обычно воспринимался как положительный персонаж, который не любит ссор, конфликтов и вообще суеты. Это размеренный и мудрый хранитель вод, обладающий абсолютно неограниченной властью над всеми растениями, животными и прочими существами, живущими в его озере или реке.

Леший (лесовик, лешак, Хранитель Леса) – земное воплощение Велеса, абсолютный хозяин леса. Лешему в лесу принадлежит всё – от ягод и грибов до деревьев и животных. В каждом лесу есть свой леший, который следит за тем, чтобы в конкретной экосистеме все существовало сбалансировано и гармонично.

Калинов мост – в русских былинах соединяет берега речки Смородина (Огненная река): на одном берегу – Добро, на противоположном – Зло (в иной трактовке соединяет мир живых и мир мёртвых). Название реки произошло от древнерусского слова «смород». Оно употреблялось на Руси в XI—XVII веках и обозначало сильный, резкий запах, зловоние, смрад. Позднее смысл названия мифической реки забылся, и в сказках появилось искажённое и облагороженное «Смородина». За Огненной рекой жил Змей Горыныч, и находилась избушка Бабы Яги.

Сирин – птица-буревестник из древнеславянской мифологии. Является тёмным воплощением бога Велеса. Встретить Сирина – к поражению в битве или к масштабной катастрофе.

Алконост – священный персонаж в мифологии древних славян, воплощение солнечного бога Хорс (либо Даждьбога), светлая птица радости. Встретить Алконоста – к удаче, услышать его пение – к великому счастью.

Гамаюн – в мифологии древнеславянских народов – светлое воплощение бога мудрости Велеса. Её также называют вещей птицей или птицей-говоруном за то, что является достаточно словоохотливым созданием, встреча с которым в большинстве случаев оборачивается для человека некими положительными событиями. Достойным людям, искренним и честным, Гамаюн всегда помогает, она может подсказать наиболее оптимальный вариант решения проблемы, раскрыть какую-либо тайну.

Фордевинд (нидерл. voor de wind) — курс, при котором ветер направлен в корму корабля.

Лихо – в мифологии восточных славян – комплексная аллегория неблагоприятного стечения обстоятельств, основанного на человеческих проступках. Лихо определяет, что каждый человек обязан отвечать за свои поступки, как за хорошие, так и за плохие.

Гать — дорога через болото или затопленный участок суши, настил через трясину.

Домовой – одно из важнейших мифологических существ в жизни древних славян. Считался духом жилища, который был призван оберегать дом от всевозможных напастей: воров, пожара, стихийного бедствия и т.п. Также следил за состоянием самих домочадцев, защищал их от болезней и злых духов.

Кикимора – один из самых неоднозначных персонажей славянской мифологии. Существует целый ряд противоречивых легенд, рассказывающих об этом существе, но все они сходятся в одном: кикимора является энергетическим созданием, лишенным плоти, но способным воздействовать на физический мир. Кикимора – это явный антагонист рода людского, который одной из своих главных задач считает нанесение прямого или косвенного вреда людям. Призрачное создание, способное растворяться в темноте, а потому в особой степени любящее ночное время суток.
По другим легендам кикимора хоть и злобна, но фактически безвредна. Она может пошуршать ночью в темном углу, напугав маленького ребёнка. Может уронить на пол кружку, стоящую на краю стола. Может разогнать по всему дому пыль и мелкий мусор. Может украдкой дернуть человека за волосы. Но большее она не способна.
Живёт кикимора в правом от входа углу, куда обычно сметается весь сор, либо прямо за печкой. Может жить на чердаке или в подвале. Легенды также утверждают, что кикимора может петь, но её песня ужасна и человек только под действием чар может не заметить этого.
Великолепный оружием против кикиморы выступают чеснок, полынь, соль и серебро. В дом, возле входа в который зарыт серебряный предмет или посыпана солевая дорожка, кикимора не войдёт.




Читатели (16) Добавить отзыв
 
Современная литература - стихи