ОБЩЕЛИТ.РУ - СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте


Яндекс.Метрика

Беллетрист, историк, очеркист Марина Лазарева

Автор:
Автор оригинала:
ДИНА НЕМИРОВСКАЯ
Жанр:
МАРИНА КОНСТАНТИНОВНА ЛАЗАРЕВА

(родилась 23 августа 1962 года)

Первую пробу пера Марина Лазарева сделала, когда ей было девять лет. Тогда небольшой наивный рассказ о путешествии забавной обезьянки на борту пиратской шхуны так и остался незавершённым. А через год её не по-детски серьёзное стихотворение-обращение к потомкам поколения, пережившего тяжёлые годы Великой Отечественной войны, появилось в школьной стенгазете.

Первые стихи взрослели вместе с ней: в четырнадцать лет – об одноклассниках, в шестнадцать – о любви, в двадцать – о космосе и смысле бытия:

Мы – дети космоса.
Мы – дети мирозданья,
Живущие в плену уснувшего сознанья.
Нам недоступен Космоса язык,
В себе хранящий память поколений,
Наш каждый шаг и токи откровений,
Но быть глухим в нём каждый так привык!
Но измени в себе свое сознанье,
Вернись опять к истокам мирозданья,
Найди, тобой потерянный язык,
В себе хранящий память поколений,
Твой каждый шаг и токи откровений,
К которым ты, когда-то так привык.
И возроди утерянный язык,
Чтоб тысячи космических парсек
Тебе для мысли не были преградой,
И чтобы был великою наградой,
Услышанный тобою человек!

В ранних поэтических строках Марина Лазарева отражала и свои раздумья о людях и человеческих взаимоотношениях:

Кто ты, стоящий предо мной,
С такими светлыми глазами
И неразгаданной душой…

………………………………………………

Кто мы, друг другу такие далёкие?
Кто, друг на друга совсем не похожие?
Что нас сближает, случайных прохожих? –
Общие праздники, судьбы нелёгкие?
Иль притяжение Родины славной,
Голосом предков в сказаньях былинных?
Всех разобщённых сближающей в главном
И замыкающей в круге едином…



Бóльшая часть раннего поэтического творчества Марины Лазаревой не опубликована. Первый сборник её стихов «Мысли в тишине» вышел в 2005 году. В него вошли более поздние произведения автора. Но и здесь, среди поэтических пейзажных творений, стихотворений о любви и прочего карамельного конфетти, нашлось место раздумьям о проблемах человеческого общества:

Мечется,
мечется
человечество,
Лечится
то у бабок,
то у дедок.
Редок
Врач,
исцеляющий души…

Становление твёрдого писательского характера Лазаревой происходило в кругу старших наставников и начинающих литераторов. Литературная студия «Тамариск», которой многие годы руководил астраханский поэт Николай Ваганов, оставила в душе Марины неизгладимый след. На занятиях студии никогда не было «тихой воды», «стоячего болота». Это было не просто «разложение на атомы» опусов студийцев, их «нетленных» строк и мыслей. Это было поле сражение за полезность написанного произведения, прозрачность текста, чёткость мысли, лёгкость восприятия.

В те далёкие годы профессия Марины Лазаревой была далека от литературной стези. За её плечами остались многие годы работы проектировщиком. Работала Лазарева также инженером в сфере здравоохранения.

Воистину пути господни неисповедимы, пути человеческие порой непредсказуемы. Вот и пути, которыми шла Марина многие годы, сначала стелились стёжками-дорожками по просторам её большой и малой родины, а потом легли на страницы сборника очерков «Пути человеческие». Любовь к земле, на которой она родилась, выросла и прожила всю жизнь, побуждала её заглядывать в самые потаённые уголки родного Астраханского края.

Будням противотуберкулёзной больницы посвящён рассказ «Покровка», в котором автор повествует не только о том, что скрыто от глаз обычных горожан за стенами больницы, но поднимает пласт истории Астрахани и существовавшего некогда на этих землях Покрово-Болдинского монастыря. О проблемах туберкулёза в Астрахани — очерки «Средь молчания и тьмы» и «Таблетка от безразличия».

Коренная астраханка, волжанка, в душе Марина Лазарева всегда восхищалась красотой родного края. И если доводилось прикасаться к жемчужинам Нижневолжской земли, след впечатлений она оставляла на бумаге. Так родился очерк «Собачья голова» Это рассказ об озере Баскунчак, о его тайнах, которые живут в легендах, карстовых пещерах и многочисленных степных дорогах, которыми густо изрезаны эти заповедные места.
Легли на страницы сборника «Пути человеческие» и воспоминания о людях, переживших тяготы Великой Отечественной войны. О жизни в тылу, на фронтах и в концлагерях рассказы «Зоя», «Долги земные», «Письма из старого сундука».

Признание в любви России Лазарева выразила в очерке «Русский пьедестал». В нём автор раскрывает красоту российской природы, силу русского характера. Очерк «Прийти к Истоку» приводит читателя не только к истоку великой русской реки Волги, но и к истокам души русской, к истокам собственной души.

Тому суждено было случиться. Однажды увлечение литературой поставило перед ней ультиматум: «Либо профессиональное перо, либо рутинные будни профессии инженера». Выбирать Марине Лазаревой не пришлось. В один день госпожа Судьба расставила все точки над «i» и распахнула перед творческим взором Марины дверь в профессиональную журналистику. Первой, кто протянул ей руку помощи, стала председатель Астраханского отделения Союза журналистов России Зубаржат Муратова. Тогда микрофон тележурналиста был для Марины Лазаревой чем-то божественно-недосягаемым. Сегодня – это часть её руки, продолжение её сущности, образ жизни. Она была не только новостным журналистом и автором острых репортажей. Она работала телеведущей и сценаристом. Результат её тематического творчества — десятки документальных фильмов об истории родного края, выдающихся людях, этносах и конфессиях, жертвах политических репрессий, жизни планеты.

Большую роль в журналистской судьбе Марины Лазаревой сыграла Астраханская областная газета «Волга» и её старейшие сотрудники: заместитель главного редактора старейшей на Нижней Волге газеты Михаил Филиппович Зингер, её обозреватели Нина Ивановна Куликова и Тамара Александровна Рябенко. Марина Лазарева так и называет их: «Мои ангелы-хранители. Моя святая троица». Есть такое выражение: «баловень судьбы». Вот таким баловнем газеты «Волга» была Марина Лазарева. Востребован был каждый из её материалов. Под главы ещё неизданных в то время романов отдавали целые полосы газеты, а затем Марину Лазареву приняли в профессиональную журналистскую семью. В 2004 году она получила членский билет Союза журналистов России.

Лазареву всегда увлекала история, и в первую очередь — история родной земли. Историческая повесть «Когда над степью гуляли ветры» — о жизни Заболдинской степи со времён Великой смуты XVII века до наших дней, о жизни людей, покорявших эту степь, о храмах и монастырях, вознёсшихся над Заболдинской степью позолотой куполов и колоколен.

Говорят, случайных путей не бывает. Не бывает и случайных событий. Своё первое, ещё нетвёрдое литературное творчество Марина принесла в астраханскую писательскую организацию и показала председателю СП Юрию Щербакову. Разговор состоялся. Потом таких бесед учителя и ученицы было много. Юрий Николаевич подсказывал, а Лазарева жадно впитывала тонкости литературного творчества. Настоящим писателем становятся лишь тогда, когда этим высоким и ответственным званием наделяет литератора читатель. Остальное – формальности. В 2007 году Марина Лазарева стала членом Союз писателей России.

Повесть «Когда над степью гуляли ветры» стала своеобразной пробой пера будущих крупных форм автора. В 2010 году вышел первый исторический роман Марины Лазаревой «Ушедшие в никуда». Произведение уносит воображение автора в X век, во времена, когда на нижневолжских землях процветал Хазарский каганат, мощное иудейское государство с короткой судьбой. О последних днях каганата, о знаменитом походе на Хазарию славного русского князя Святослава, о трудных судьбах людей — роман «Ушедшие в никуда».

Исторический роман «Ушедшие в никуда» Марина Лазарева показала Писателю с большой буквы, многие годы возглавлявшему астраханскую писательскую организацию, Адихану Измайловичу Шадрину. Он высоко оценил произведение и пожелал Марине творческих успехов. Она прошла по краешку его судьбы. Но последние несколько лет его жизни стали для них годами дружбы начинающего писателя и мастера крупной прозы.

Второй исторический роман Лазаревой «Золотой трон» увидел свет в 2012 году. Вот что писала в 2012 году на страницах Областной независимой газеты «Волга» обозреватель Нина Куликова:

«…Вслед за «Ушедшими в никуда» — об исчезновении Хазарского каганата — молодая астраханская писательница Марина Лазарева в своём новом историческом романе «Золотой трон» обратилась к событиям эпохи Золотой Орды, к судьбе и походам великого завоевателя Тимура, к давнему величию и могуществу Хаджи-Тархана и его падению под нашествием сильного и дерзкого врага. Всё унесла река Забвения: «Скрылись в пучине вод современной Волги вместе с обрушившимися ее берегами и остатки древней культуры Хаджи-Тархана. Но и сегодня на правобережной стороне нынешней Астрахани на несколько береговых километров тянется гряда бугров – останки древнего города». Но роман — прежде всего о людях, что вершили историю, и большинство персонажей – реальные личности. Тут и Тимур, Тохтамыш, Мамай, и митрополит Алексий, великий князь Дмитрий Московский, Сергий Радонежский…И через всю книгу проходит ярко выписанный образ тибетского мальчика по имени Марфата, ему суждено было очутиться в самом центре событий, сотрясающих Улуг-Улус, возмужать и решать судьбу не только свою, но и города, который снился ему в детских снах, звал к себе и принял как родного сына. Город этот – Хаджи-Тархан, что будет не раз погибать и возрождаться, как птица Феникс.

У Марины Лазаревой особый дар – погружаться в глубины исторических событий и видеть при этом людей, чутко вглядываться в их лица, ловить оттенки настроений, прослеживать перипетии судеб. Она пытается понять, что ведет их да и всех нас по жизни, на каких скрижалях записано то Нереченное, о чем размышлял и Николай Рерих.

«Какой же перенос сознания в Нереченное сможет обратить материю в дух или, вернее сказать, одну степень состояния в другую. Где-то уже кончится воля, где-то погаснет желание, где-то не найдет слова приказ, и там обновит все единый вздох о Нереченном» — слова эти вынесены в эпиграф «Золотого трона».

Историческую канву романа органично дополняют почти сто иллюстраций, исполненных в технике рисунка тушью. Имя художника хорошо известно астраханцам – Степан Ботиев, серебряный лауреат Российской Академии художеств, желанный гость в Астрахани, в музее Велимира Хлебникова экспонируются его работы. «Золотой трон» увлек художника, по его собственному призванию, исторической романтикой, буддийской философией и обширной географией, которую художник попытался отразить в своих рисунках: «Поскольку сюжет очень сложный, а текст очень хороший, я выбрал лаконичный, силуэтный рисунок».

Так возник этот тандем – творческий союз двух ярких талантливых людей, где нераздельны Слово и Графика.

Роман уже снискал популярность среди первых читателей. На презентации в Национальной библиотеке им. А.М. Амур-Санана в Элисте (а книга вышла в издательстве «Джангар»), «Золотой трон» удостоился высоких похвал и пожеланий автору и художнику новых творческих успехов. На презентации выступил научный консультант, историк-археолог Вячеслав Плахов, который отметил, как глубоко и точно передан в романе исторический колорит событий в их удивительном переплетении и взаимосвязи золотоордынской и российской культур средневековья.

Своими впечатлениями поделились с автором романа «Золотой трон» Мариной Лазаревой и художником Степаном Ботиевым и астраханские ценители исторического жанра на презентации в Астраханской областной библиотеке имени Н.К. Крупской. Здесь в литературной гостиной состоялся заинтересованный диалог между автором и аудиторией, которую представляли краеведы, астраханские литераторы, представители СМИ, работники культуры и все те, кому небезразлична история родного края.

Вернёмся к эпилогу романа: «Но и сегодня на правобережной стороне нынешней Астрахани на несколько береговых километров тянется гряда бугров – останки древнего города. И хотя огромное полуразрушенное городище давно не охраняется государством, ученые-археологи до сих пор находят здесь фундаменты мавзолеев и усадеб, полуземлянки бедняков, развалины ремесленных мастерских и даже базары, а найденные монеты и предметы обихода позволяют потомкам воссоздать в воображении былую жизнь этих мест, минувшее величие Улуг-Улуса, прозванного в русских летописях Золотой Ордой». Из глубин времен история стучит в наши сердца».

В настоящее время Марина Лазарева работает над третьим романом. О чём он будет, читатель узнает, когда произведение увидит свет.

Сегодня Марина Лазарева — писатель и тележурналист. В 2010 году на телевизионные экраны вышел авторский фильм Марины Лазаревой «Адихан Шадрин. Белуга». Он был создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и пополнил коллекцию Астраханской губернской фильмографии.

В настоящее время Лазарева работает над завершением дилогии «Городской роман длиною в жизнь», посвящённой жизни и творчеству Юрия Селенского.

На её счету — множество новостных материалов, специальных репортажей, документальных фильмов, статей, повестей, рассказов и романов. Рождённая в период бурь, она испытала на себе все тяготы штормовых перестроечных лет и реформ. Но, возможно, именно это и помогло ей в становлении характера, выборе тем и сюжетов. Ведь главное для писателя — увидеть красоту Мира, возвысить её над бренностью и донести до читательских сердец.



ПОЭТИЧЕСКАЯ ПОДБОРКА МАРИНЫ ЛАЗАРЕВОЙ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Мечется,
мечется
Человечество,
Лечится
то у бабок,
то у дедок.
Редок
Врач,
исцеляющий души.
Легче найти
свободные уши
и внушать,
То, что хочет дядя —
Рвач последний.
Чего же ради
Старался предок-Пророк?
Скрижали
Все времена
на Земле
лежали.
Что же теперь
Человечество
мечется
От техногенных проблем
до разума,
От катаклизмов
безумья разного
До постиженья
вселенской сути,
Вновь
возвращаясь
на перепутье.

ЖЕНЩИНЕ

Воздайте женщине за жизнь, —
Она несёт её собою,
Ведь связано с людской судьбою
Начало женское с родин.

Воздайте женщине за грех.
Когда б ни так, что было б с нами?
Как во плоти под небесами
Явился б Миру человек?

Воздайте женщине за боль
Её души о взрослых детях.
Она от всех невзгод на свете
Готова их закрыть собой.

Воздайте женщине за всё,
Что называют домом отчим.
Во все века и дни, и ночи
Она сей божий Крест несёт.

Воздайте женщине сполна,
Ведь, в сущности, немного надо.
Любовь – вот лучшая награда.
Всё за неё отдаст она.

ДЕВОЧКА, НЕ ЗНАЮЩАЯ ЖИЗНЬ

Девочка, не знающая жизнь,
Смело по земле идёт, смеясь.
Девочка, не знающая жизнь,
Не поймёт пока, где пыль, где грязь.

Девочка, не знающая жизнь,
На своём непознанном пути
Видит свет сквозь преломленье призм,
Сквозь узор незримых паутин.

В дискотечном отблеске огней
Сердца стук — удары звонаря.
По утрам становится видней:
Свет души — не свет от фонаря.

Приглашая юность на фуршет,
Выпивая дни, как крепкий джин,
Сможет ли свой свет зажечь в душе
Девочка, не знающая жизнь?



ЗНАКИ ХРИСТА

Звезда Аллахабада* знала путь:
Вела идущих в Сарнат и Гайю.
Они, в желанье на людей взглянуть,
Нашли хулу религий там. Сознаюсь,

Обратная дорога — время дум!
Ночь. В полнолуние найти ль леченье?
И тут Христос, как средство от безумств,
Промолвил памятное изреченье…

В ту ночь мы сбились: не видать ни зги.
Я на холме нашёл Христа сидящим,
Смотрел он на подлунные пески…
Я предложил дождаться звёзд водящих.

» О, Россул Мория, что путь во тьме, —
Сказал Христос, — когда Земля за Нами?
И тростью из бамбука на холме
Песок изрисовал он письменами.

Он след обвёл свой, начертав квадрат,
При этом молвил: «Истинно Глаголю.
Ногою человеческой». (Сто крат
Люд Путь пройдёт, испытывая волю).

Затем, вот также отпечатав длань,
Он заключил в квадрат её, рисуя:
«Глаголю Истинно, (завет, как дань)
Рукою человеческою» (всуе).

Колонну меж квадратами возвёл
И купол, начертав над изваяньем,
Рисунок он к единой фразе свёл:
«О, людям, как Оум войдёт в сознанье!

Вот, сделал пестик Я, над ним — дугу,
И камни с четырёх сторон основы.
Когда руками и ногами наяву
Построят люди Храм, Пречистый, Новый,

Где процветёт, заложенный мной пест.
И пусть Мой путь преодолеют сами —
Он указующий направил перст. –
Что ждём пути, когда он перед Нами?»

И встав, смешал он тростью письмена:
«Коль Храм по Имени озвучен будет
Проступит начертанье. Племена
Моё созвездье возвестит о чуде.

Над Храмом вспыхнут девять звёзд, квадрат
И знаки рук и ног в углах основы», —
Сказал Христос пред новолуньем так.
Да, жар пустыни был весьма суровым.

Звезда восхода — знак Великих дней,
Лучом блеснёт в Учении Христовом.
То – Матерь Мира в Чистоте Своей.
С прекрасным Ликом, скрытом под Покровом.

Кому, как ни Христу дано в Миру
Её восславить мудростью Завета.
Ведь он унижен Миром был. Вокруг
Люд верил лишь иудиным наветам…

…Христос промолвил тихо: «На пути
Дугу Нам Свода дайте, чтоб войти!»

* Звезда Аллахабада, Алагабад — «Сириус». Буквально — город (жилище) Бога. Египтяне связывали эту звезду с Изидой.
МОЙ ДОМ

Мой дом космический,
Когда к тебе вернусь
Я на исходе странствий этой жизни,
Когда по мне земное справит тризну,
Преодолев утраты боль и грусть,
Тогда в величестве
Своей Души
Войду в твои просторы умудрённой,
Чтоб осознать себя,
И обновлённой
На поиски Пути вновь в Мир земной сойти.

Не предреши, Собрат,
Сказав, что жизнь одна,
Что смерть навечно закрывает очи.
Не ведая, в том Мире напророчишь,
Что в этом было сказано стократ.

Что проку в жизни сей,
Коль рамки бытия,
Тобой низведены до уровня темницы.
Не вылететь из клетки вольной птице,
А лишь в бессилье вечно биться ей.

Взгляни, Собрат, на всё с высот Души,
На череду приходов и уходов,
На жизнь то тут, то там,
Как естество Природы,
Незримое отвергнуть на спеши.



«Распростёрлись Небеса…»


Распростёрлись Небеса
Откровением.
Льются в Храмах голоса
Песнопением.
Дерзко крикну: «Вздор и бред!
Я не верую!»
Эхо вечностью в ответ:
«Ты не первая».
На иконе маслом лик.
Божья явь?
И мольбою тонет крик:
«Кто же я?!»

* * *

Любуясь взглядом жёлтых хризантем,
Я отпускаю осень во вчера.
Отыграны спектакли жарких тем,
И, с праздной невесомостью пера,
Витает в воздухе её уставший дух.

Паренье листьев, превращая в слух,
Листает ветер клетчатость страниц
Оставленной тетрадки на скамье.
Дождь, подражая ритмам кастаньет,
Смывает образы чернильных лиц.

Всё кружится в сознанье чей-то смех,
И чей-то взгляд, и тихое «прости».
Мне осень снова возвращает всех,
С кем разошлись, иль не сошлись пути.
И я на перекрёстке тех дорог.

Я путник в жизни иль её игрок?
Наивностью истрёпанный вопрос
Извечно сложен и извечно прост.
Что ж, осенью сюжеты этих тем
Живут в дыханье жёлтых хризантем.

С некоторыми из очерков Марины Лазаревой читатели и коллеги по литературному цеху могут познакомиться на этой странице нашего портала: https://souzpisatel.ru/marina-lazareva-ocherki/

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА ДИНА НЕМИРОВСКАЯ

МАРИНЕ ЛАЗАРЕВОЙ
В ДЕНЬ ЮБИЛЕЯ

Лазурь. Заря.
Лазурь,
заря
и море.
Всё это – ты. Всё – в имени твоём.
Мы неустанно продолжаем спорить,
Когда не слышат нас. Когда – вдвоём.

Что круче? Историческая проза,
Объёмные романы иль строка,
В которой и реалии, и грёзы?
Что не тяжеловесна, а легка?

В каком бы ты ни сочиняла жанре,
Тебе желаю свежести такой,
Чтобы читатель вдохновенно-жадно
Спешил в полёт за искренней строкой.

Желаю озарений и открытий,
Крылатости и ясности пера.
И в жизни – ярких праздничных событий,
Любви, везения, et cetera…

Чтобы на две пятёрки было счастье!
Чтоб каждый месяц снят был новый фильм!
Жизнь коротка. У времени во власти
Нет права на сомненья – небыль? быль?

Услышать шум дождя и шёпот клёнов
И передать, как до тебя – никто.
Желаю в жизни золотого трона,
Ну, а к нему – три норковых манто.

Чтоб в никуда ничто не уходило –
Ни сны, ни явь, ни дружба, ни мечты.
Открытой будь, приветливой и милой!
Лазурь,
заря
и море.
В этом – ты!

ДИНА НЕМИРОВСКАЯ




Читатели (52) Добавить отзыв
 
Современная литература - стихи