ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Отчий дом Павла Радочинского

Автор:
Автор оригинала:
ДИНА НЕМИРОВСКАЯ
Жанр:
Когда на страницах газет или в литературных гостиных заходит разговор о творчестве Павла Радочинского, то все его собратья по перу сходятся в едином мнении: «Радочинский – певец отчего дома». Дома, где «свет божницы не угас», где есть подворье, сад, сеновал и многое другое, без чего сельскому жителю не обойтись.

«Не сторонним наблюдателем, не докучливым нахлебником, не отчаявшимся горюном – твёрдой поступью хозяина и радетеля родимой земли грядёт лирический герой Павла Радочинского», – с этими словами Юрия Щербакова о творчестве Павла трудно не согласиться.

Но хозяйская поступь и радетельские чувства так бы и остались ими, если бы не умение Радочинского точными, ёмкими, запоминающимися образами передавать тонкие чувственные переживания своего героя:

Там верится, что есть такая
Соломинка из-под стрехи,
Которой, в лунный свет макая,
Напишешь звёздные стихи, –

эта строфа написана на едином дыхании, каждое слово здесь на месте.

А как точно и чутко передаёт автор психологию подростка в период перехода от детства к юности! Взглядом опытного, немало пережившего человека, поэт вглядывается в своё прошлое и в попутчицы берёт родную душу – свою сестру. К ней, к сестре Лиле, Павел обращается со своими прерывистыми восклицаниями и вопросами:

Мы с косарями вечеряли!
Какие были вечера!
Скажи, сестрица, не вчера ли
Простились с детством, не вчера?..

Все рифмы в данной строфе построены на опорно-смысловых словах. Помимо этого они создают звуковой ассоциативный ряд несколько ностальгического плана: «вечеряли, вечера, вчера…»

Были… Значит, сегодня всё это ушло. От этого становится тревожно на душе. Куда же всё подевалось?

Ответ на этот и многие другие вопросы нетрудно найти в первой строфе стихотворения «Отчий дом»:

Наш отчий дом.
Как в дни былые,
Он терпеливо ждет меня.
Там гнутся вишни налитые,
Закат тускнеющий дразня.

И в данной строфе очевидны слова, определяющие смысловые границы всего стихотворения. Но здесь они не расплывчаты, не размыты, не затеряны во времени.

В рецензии на книгу «Отчий дом» Олег Севастьянов пишет: «В «Отчем доме» Радочинского ловят брызги ручейка и шафрановый клюв галчонка, и зелёный клюв ростка. В доме Радочинского лист на кленовой ветке хранит под стылым ветром колыбельку паучка.

В этом доме ночами напролёт поэт мелодию сверчка переносит в тетрадки. В этом доме буксир, подрёмывая, охает, и зовёт суда к приюту «приветливое око маяка».

В творчестве П. Радочинского отчётливо прослеживаются традиции поэзии Нижней Волги. В его стихах родная река – живая женщина, со своими заботами и болями, с умиротворяющей понизовной красотой. Павел Радочинский – первый лауреат литературной премии имени Михаила Луконина – поэта-фронтовика, уроженца села Килинчи. В сборнике «Отчий дом», изданном в серии «Библиотека астраханской поэзии» (1999 г.) мужественно зрелая лирика Радочинского перекликается с чистотой и сказочностью первых страниц жизни поэта:

Жизни первая страница –
Усть-Лабинская станица.
Там в безоблачье струится
Стая белых лебедей.
– Мама, папа, почему так
Пролетают низко птицы?
– А чего же им бояться
В поселении людей ?

«Радочинский остаётся верен своим истокам, тем русским корням, которые питают живительной силой его малую родину – Волжское Понизовье, и Родину большую – великую многострадальную Русь.

Именно непреходящее родство с родимой землёй помогает поэту не впасть в блуд пустословия, оценивать любое явление непростой нашей жизни без фальши и краснобайства, по велению честной и простой души», – отмечает председатель правления Астраханской Областной писательской организации Союза писателей России Юрий Щербаков. Эта же мысль развивается Щербаковым во вступительном слове к сборнику Радочинского «Отчий дом», названном «Самостояние поэта».

Так опытный литератор определяет главное достоинство своего собрата по перу Павла Радочинского: «он твердо знает, о чём и для чего пишет»:

И пускай на поле битвы
С плеч слетит моя глава,
Об одном мои молитвы:
Лишь бы Русь была жива!

Стихи Павла Радочинского легко читаются, с ним плодотворно работают многие астраханские композиторы.

Цикл песен на стихи поэта исполняет ансамбль «Вольница», художественным руководителем которого является известный горожанам композитор, заслуженный работник культуры России Анатолий Антонович Бочкарёв.

С аудиокассет нежным голосом актрисы Александры Костиной звучат проникновенные слова Павла, положенные Александрой на музыку:

Когда не до любви душе,
Когда вся жизнь в убогом быте,
И нету сил терпеть уже –
Любите Родину, любите.
Когда мосты все сожжены,
Когда оборваны все нити,
И муки ада не страшны –
Любите Родину, любите.
Когда уж палец на курке,
Когда иная ждёт обитель, –
И в том далёком-далеке
Любите Родину, любите.

Павел Радочинский любит Родину – большую и малую – в любом из её проявлений – «и журавлём в зените, и малой птахою в руке…»

Нынешняя поэзия создаётся литераторами разных направлений, но Павел Радочинский выделяется собственным почерком.

Голос поэта, о чём бы он ни говорил, звучит спокойно, «без крика и надрыва». Павла не привлекают авангардные формы стиха, современный сленг. Его интересуют вечные вопросы человеческого бытия, как верно отмечено Г. Г. Исаевым в научном издании «Современная русская литература I985-I995» – (Астрахань, 1995 г., с.47).

Павел Петрович Радочинский родился 24 августа 1952 года в г. Балашове Саратовской области. В 1930 году дед будущего поэта был раскулачен за то лишь, что имел хорошее подворье. Но когда подросший внук принялся стирать тёмные пятна с семейной биографии, оказалось, что главным «богатством» в дедовой семье были две коровы, три овцы – и всё это на девятнадцать человек: в семье росло шестнадцать детей. После ссылки семья вернулась в г.Балашов, но вскоре переехала в посёлок Порт-Надзор Икрянинского района Астраханской области, где и прошло детство Павла. Именно к этой малой родине и привязан поэт, именно о ней и напишет он позже, возвращаясь к ней в воспоминаниях:

У мосточка утлого
К озерцу приник.
Хоть водица мутная,
Просветлел мой лик.
Уронил головушку
В пыльную траву.
Милая сторонушка,
Лишь тобой живу!

В предисловии к самой первой по времени издания книге Радочинского «Отражение» (I994г. ) Юрий Щербаков задаётся вопросом: «Что помешало моему товарищу раньше выйти к читателю? Наверное, характер, в котором нет компромиссов и которому претят иные пути к Голгофе, кроме единого – прямого».

В 1996 году у Радочинского выходит следующий сборник стихов с ёмким названием «Подскажет сердце». Лирический герой и в этой книге остаётся верен своим истокам, тем русским корням, которые питают живительной силой его малую родину – Волжское Понизовье и Родину большую – великую Русь:

Если враг меня обманет,
То не радуется пусть:
Для меня опорой станет
Необманутая Русь.
Грянет день: скажи лишь слово –
И откликнется в ответ
С поля древнего донского
Светлый инок Пересвет.
Рано вздумал веселиться
О победе супостат –
Богатырские десницы
На мечах уже лежат!..

Павел Радочинский начало своей литературной работы относит к 1964 году. Тридцать два года понадобилось для того, чтоб стать Павлу членом Союза писателей России. В чём причина? В мягкости характера? Да, и в этом тоже. Но, вне сомнений, и в том, что не умеем мы в срок, вовремя разглядеть по-настоящему народный талант.

Трудовая биография Радочинского насыщена и разнообразна: он начал работать в качестве медбрата терапевтического отделения села Ильинка Астраханской области, служил в Морчастях Погранвойск в Анапе, был фельдшером в г. Ачинске и медбратом больницы имени Бехтерева в Астрахани, литературным сотрудником одной из газет Иркутской области, заведующим лабораторией Астраханского государственного педагогического института, инструктором обкома профсоюза работников рыбного хозяйства, корреспондентом газеты «Пульс Аксарайска». В настоящее время Павел –редактор типографии «Факел».

Самые первые рифмованные строки были написаны Павлом ещё в пятом классе средней школы, когда он начал изучать немецкий язык. Пробой пера стало стихотворение Генриха Гейне «Соловей», переведённое Радочинским на русский язык.

Этот перевод понравился всем, на пятиклассника Пашу, выполнившего его с блеском, стали смотреть по-особому не только соученики, но и учителя. И тогда Павел завёл блокнот и начал писать в него новые стихи, оригинальные мысли – словом, всё, что приходило в голову.

«Надо, чтоб поэт и в жизни был мастак!» – эти слова В. Маяковского как нельзя лучше подходят к Павлу Радочинскому. Сам он – отличный и заботливый семьянин, отец четверых детей, верный друг и очень добрый человек.

Павел никогда не кичится своими успехами, на каком бы поприще не были они достигнуты. В 1970 году состоялось знакомство молодого поэта с Клавдией Холодовой. Именно благодаря Клавдии Фёдоровне Павел приобщился к литературной жизни, начал посещать литературную студию «Подснежник».

Дорогу в поэзии пробивал сам: отсылал стихи в редакции. Клавдия Холодова помогла Павлу с первыми публикациями, его имя появилось на страницах «Комсомольца Каспия», стихи Радочинского зазвучали на радио, он много выступал перед рабочими и молодёжными аудиториями. Клавдия Холодова и Павел Радочинский оказались удивительно созвучны друг другу и по характеру, и по взглядам на жизнь и поэзию.

Кто знает? – проживи Холодова на свете чуть больше своих тридцати двух лет, может быть, Павел Радочинский пришёл к читателю намного раньше? В семидесятые годы состоялось знакомство Радочинского с Геннадием Колесниковым, Николаем Вагановым, с редактором газеты «Комсомолец Каспия» Юрием Соловьёвым. Все они, несомненно, оказали на Радочинского плодотворное влияние.

Армейскую службу Радочинский проходил в Морских частях Погранвойск, в Анапе. Время позволяло писать много. Павел активно публиковался в армейских газетах. Ночами дежурил в медчасти. Море рождало вдохновение:

Мелеют реки и моря.
И мы встречаем , словно чудо,
Над степью вскинутый маяк.
Он здесь откуда?
Среди кургановых могил,
Скрывающих веками тайны,
Случайный он ориентир
Иль не случайный?
Но не случайно в этот час
Так от него тревогой веет,
У нераскаявшихся нас
Сердца мелеют.

Радочинский продолжает поиски к родимому порогу, к отчему дому, к себе самому. От его стихов веет мужской надёжностью, они – как опора в дальних скитаниях, когда на чужой стороне встретишься с добрым и талантливым земляком.

Сложным и тернистым путём борьбы за свет в людских сердцах идёт лирический герой П. Радочинского:

Лечу к тебе на крыльях зла.
Жизнь горечью источена.
В моей душе одна зола,
А в сердце червоточина.
Лечу к тебе, как зверь, жесток
Для яростного мщения!
Лечу…
и падаю у ног,
Чтобы просить прощения.

Наверняка любой женщине хотелось бы, чтоб ей посвящали подобные строки. Заслужить любовь и преданность поэта – задача непростая. В данном стихотворении заблудший ангел как бы побеждает героя, у которого вначале нет ни единого светлого лучика в душе.

Горечь, зола, червоточина пытаются превратить его в яростного жестокого зверя. Но в какой-то момент, очевидно, вспоминает он «Какие были вечера!..» и светом наполняется болящая душа. Такую душу «крылья зла» уже не способны нести.

Она опаляет их. Герою дан ещё один шанс «просить прощения». А, значит, – очиститься от скверны и «милость к падшим» призывать.

Отчий дом Павла Радочинского, где «в тридевятом околотке у калинова моста» тепло и уютно, где «снова взор твой радостен и светел, единственная женщина моя», где не смолкает смех подросших детей, ждёт вас, читатели! Заходите в него почаще, друзья!

©. Д.Л. Немировская, очерк «Отчий дом» (о творчестве Павла Радочинского): «На грани веков: Очерки». - ISBN 5-85320-321-5, Астрахань: Астраханское отделение Союза писателей России при участии астраханского отделения Литературного Фонда России, 2000.- 208 стр. Рекомендовано Астраханским отделением Союза Писателей России в качестве учебного пособия по литературному краеведению.



ПОЭТИЧЕСКАЯ ПОДБОРКА ПАВЛА РАДОЧИНСКОГО

* * *

Когда не до любви душе,
Когда вся жизнь в убогом быте,
И нету сил терпеть уже –
Любите Родину, любите.

Когда мосты все сожжены,
Когда оборваны все нити,
И муки ада не страшны –
Любите Родину, любите.

Когда уж палец на курке,
Когда иная ждёт обитель, -
И в том далёком - далеке
Любите Родину, любите.

* * *

У мосточка утлого
К озерцу приник.
Хоть водица мутная,
Просветлел мой лик.

Уронил головушку
В пыльную траву.
Милая сторонушка,
Лишь тобой живу!

* * *

Баню натопили стихами:
Три котла воды вскипели.
Строки жарко полыхали,
Строфы плавились и пели.

Три семьи не сразу смыли
С тела груз житейской грязи,
И всё бились в топке мысли,
Грели образы и фразы.

Смяла ночь дневные ритмы,
Но в печи сквозь звёздный лепет
До утра искрились рифмы,
Шевеля ритмично пепел.

Отмерцали не как свечки,
Не совсем отполыхали:
Выгребли золу из печки –
Землю вздобрили стихами…

* * *

В деревне я поэт:
Ночами напролёт
Мелодию сверчка
Переношу в тетрадки.
А что до отпускных
Дневных моих забот –
Старательно полю
И поливаю грядки.

Блажен крестьянский труд,
Я здесь большой мастак.
Никто не упрекнёт
Меня природной ленью.
Свистит моя коса:
«Всё так, всё так, всё так», –
на росном на лугу,
как ритм стихотворенья!

ВАСИЛИЙ КАПЕЛЬНИК
(28 февраля по старому стилю)

Василию Макееву

Василий Капельник – весёлый путаник.
Чудит с погодою – семь смен на дню:
Со снегом за полночь, с дождями утренник,
А грязь расхлёбывать зовёт родню.

А как расхлёбывать, когда в роду его
Мокропогодица, туман и град,
Метель и ростепель с села Кукуева.
И все-то с норовом, пока не спят.

У них узнай, пойди, как лето сложится,
Не ждёт ли осенью какой изъян.
Наврут с три короба, настроят рожицы.
Не удивительно, что хмур Касьян.

А нам-то хмуриться какого лешего,
С роднёй кукуевской весна пришла!
А с ней невзгоды все нам за Потешины:
Мы сами чудики с того села.
* * *

Двадцатый век. Средневековье.
Век атома. Век топора.
Людской немеренною кровью
Пропитана земли кора.

Века, заселенные ложью,
На перекрестии эпох…
Куда бредём по бездорожью?
Когда скитаньям нашим срок?

Чечня. Будённовск. Приднестровье.
Каких времён идёт пора?
Двадцатый век? Средневековье?
Век атома? Век топора?

ДОРОГА К ДОМУ

Покидая родимый порог,
Я осилить хотел сто дорог.
Без труда отшагал их. И что же?
Снова дома у маминых ног.

Жизнь прошёл, чтоб понять – почему
Все дороги мои, как в дыму.
Лишь дорога, ведущая к дому, –
Путь заветный к себе самому.

* * *

Если враг меня обманет,
То не радуется пусть:
Для меня опорой станет
Необманутая Русь.

Грянет день: скажи лишь слово,
И откликнется в ответ
С поля древнего донского
Светлый инок Пересвет.

Рано вздумал веселиться
Иноземный супостат –
Богатырские десницы
На мечах уже лежат!

И пускай на поле битвы
С плеч слетит моя глава,
Об одном мои молитвы:
Чтобы Русь была жива.

* * *

Жизни первая страница –
Усть-Лабинская станица.
Там в безоблачье струится
Стая белых лебедей.
- Мама, папа, почему так
пролетают низко птицы?
- А чего же им бояться
в поселении людей?

Перевёрнута страница.
Уезжаем из станицы.
Кто же в город не стремится:
Там и лебеди в пруду.
- Мама, папа, почему же
не летают эти птицы?
- Люди неба их лишили,
чтобы жили на виду.

Никогда не повторится,
Видно, первая страница…
Ходим с сыном по станице,
Видим стаю лебедей.
- Мама, папа, почему так
высоко летают птицы?
- Значит, кто-то испугал их
в поселении людей…

ЗАКЛИНАНИЕ

Осени меня, осень,
Поэтическим слогом
Строк хотя бы на восемь
В исполненье высоком.

Даже пусть на четыре,
Только чтобы те строки
Мир бы создали в мире
Да на вечные сроки.

И пускай моё имя
Позабудется вовсе,
Но словами святыми
Осени меня, осень.

КАЗАЧЬЯ МОЛИТВА

Храни, Господь, отца и мать,
А также всех родных и присных.
Но, главное, храни Отчизну,
Чтобы её минула рать.

А если неизбежна сечь
За то, что сердцу вечно мило,
Господь, даруй мне вещей силы,
Чтоб крепче Родину беречь.

Я ТАК ТЕБЯ ЛЮБЛЮ

Опять ворчишь, что непослушны дети,
Что, в принципе, не золото и я.
Я так тебя люблю в минуты эти,
Рассерженная женщина моя.

Вновь провожаешь рано на рассвете,
Себя в дроге поберечь моля.
Я так тебя люблю в минуты эти,
Заботливая женщина моя.

И снова взор твой радостен и светел.
С тобою вместе радуюсь и я.
Я так тебя люблю в минуты эти,
Единственная женщина моя.



С ЮБИЛЕЕМ!
ПАВЛУ РАДОЧИНСКОМУ

И задорно, и немного чинно,
Добрых слов ни капли не жалея,
Друг мой давний, Павел Радочинский,
Поздравляю с ярким юбилеем!

Знаем мы друг друга ровно сорок
Лет и зим, что пролетели быстро.
Есть в стихах твоих любовь и споры
И бывают строки, будто выстрел.

Я сегодня говорю о главном,
Долгих лет во здравии желая.
Павел Радочинский, друг мой славный,
Пусть тоска-печаль тебя не знает!

Ты – надёжный, верный, настоящий.
Я с таким пойду в разведку точно.
За таким – хоть в кущи и хоть в чащи,
Лишь пиши – почаще и позвонче!

Я желаю с сестринской любовью
Больше света, радости, везенья.
Друг мой давний, Павел свет Петрович!
С торжеством!
Удачи!
Вдохновенья!

ДИНА НЕМИРОВСКАЯ





Читатели (232) Добавить отзыв
 
Современная литература - стихи