ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

О поэзии

Автор:
Жанр:
Как-то, в одном из литературных журналов, я наткнулся на вопрос: «А знаете ли вы, что такое поэзия?»… И тем, которые знают, предлагалось присылать ответы в какую-то рубрику…
Честно говоря, вопросы подобного рода всегда казались мне бессмысленными, если не сказать идиотскими, но… Ниже, некто критик и искусствовед, видимо для примера и ободрения подрастающих мыслителей, а возможно, для катализации умственного процесса у потенциально способных его понять, предлагал некую Универсальную Формулировку того, что он считал поэзией. Я уже не помню точно, что он там вещал, но его определением поэзии было нечто наукообразно-скучное, литературно-пышное, и, как ни странно, административно-категоричное… и вместе с тем, во всём этом – длинно-высокопарном и широко-претенциозном, ощущалась какая то узость…
Не знаю, возможно, это была узость его души, а может быть, это мной так ощущалась узость того прокрустова ложа, в которое он пытался уложить мою, не знаю. Но, отбросив журнал в сторону, я с раздражением подумал, что это обман, тот самый вечный обман человеческого ума, самый большой обман, который существует в этом мире – уверенность в том, что включив свет, можно увидеть то, что обитает во тьме… Ну неужели, подумал я, этот человек, по-видимому, с университетским образованием, не понимает, что невозможно понять бесформенное, или то, что – имея в себе – являет нам все формы, просто придав ему одну некую форму, не важно какую? В этом мире нет универсальных форм. Неужели так трудно понять то, что определить, значит, ограничить? Что нельзя, невозможно, увидеть целостность, разглядывая её в лупу? И не важно, какой мощности твоя лупа, ведь парадокс в том, что, чем мощнее мы берём лупу, тем меньше видим целое.
О, это вечное заблуждение ограниченного ума – стремление граничить безграничное. Для понимания духовной цельности мира оно глупо и кощунственно так же, как и отрицание этой цельности. Оно обман. Это самый большой обман – думать, что сможешь понять суть неизвестного, разглядывая его формы.
А ведь Поэзия – это лишь одно из имён этого Неизвестного, одно из Его проявлений. Есть и другие.
Вечность, Бог, Любовь, Жизнь и Смерть. Возможно, это то, полноту чего можно осознавать лишь чувством. Понимание здесь просто неуместно, оно невозможно, потому что ограничено, является вторичным, частичным, а значит, ложным. И еще, возможно, это и есть та тьма, в которой, даже если бы и мог, не стоит включать свет. И это тоже не поддается пониманию, это можно лишь
чувствовать. Только тот, кто никогда не чувствовал в себе ничего подобного, в заблуждении думает, что он что-то «знает»... например, то, что такое Поэзия…
Я не знаю, что такое Поэзия, но я знаю, что Она позволяет чувству прикоснуться к тому, что нельзя понять, что Она расширяет способность чувственного осознания мира и себя, и даже, иногда, даёт возможность выразить это словом…

Пение птицы… разве это не Поэзия?
А понимает ли птица, о чём она поёт?
Всходит солнце… это ли не Поэзия?
Но знает ли солнце, зачем оно всходит?
Течёт вода в реке… и это – Поэзия!
Но видит ли вода конечную цель своего движения?
Осознаёт ли жизнь, что она такое?

Не знаю… я не знаю, что такое Поэзия.
Но пока я жив и хожу по земле,
Радуюсь солнцу и отражаюсь в воде,
Слушаю пение птицы и пишу стихи,
Я чувствую, что Поэзия во мне,
Что – Она – это я.

И поэтому, я живу на земле,
Следую за солнцем, отражаюсь в воде,
Слушаю пение птицы и пишу стихи.
Она во мне.
И потому, я –
Надеюсь и отчаиваюсь.
Радуюсь и печалюсь.
Ненавижу и сострадаю.
Люблю и хочу быть любимым.
И ещё потому, что я осознаю не только то,
Что понимаю, но и то, что чувствую…




Читатели (341) Добавить отзыв
От белый
"Я не знаю, что такое Поэзия, но я знаю, что Она позволяет чувству прикоснуться к тому, что нельзя понять, что Она расширяет способность чувственного осознания мира и себя, и даже, иногда, даёт возможность выразить это словом… "
(с утра наговорился, не буду ограничивать других)
А вам спасибо!
01/03/2020 10:49
спасибо за прочтение.
01/03/2020 10:55
Хорошо "раскрыл тему", Володя, хоть и экспериментально. Я так глубоко исследовать то ли ленюсь, то ли не умею. Я по-простому:

А по весне – вообще напастье,-
Жаль, Муза лишь всего одна,-
Поэты все, горя от страсти,
«Творят» без отдыха и сна,
«Творят», бумаги не жалея,
Здоровья, дыма сигарет,
Тайком в душе мечту лелея
В поэзии оставить след.

Не отстают от нас "поэтки",
Влача искусства тяжкий гуж,
Забыв, где обитают детки,
Когда ушёл налево муж...

Строчить куплеты все мы доки,
Поэтов накопилась рать,
Жаль, след, однако, неглубокий
И мысли в кучу не собрать.
)))
27/02/2020 14:30
да я тоже ленивый, это так, накатило чёто.))
спасибо, Саша.
хорошего дня!
28/02/2020 10:05
Интересно увидеть тебя, Володь, в новом жанре - жанре литературоведа.
Согласна со всем, о чём ты пишешь. Главное - не слова и форма стиха.
а чувства, которые в него вложены.
Я когда-то написала:
Поэту нужно, рифмами глаголя,
И страстно и неистово горя,
Вложить поток и радости, и боли ...
И взять немножко слов из словаря.

Но лучше всех сказал об этом Жак Превер в своём стихотворении
"Как нарисовать птицу". Уверена, что ты читал перевод этого
произведения. Чтобы напомнить тебе, оно здесь:

https://www.mysoul-kogan.com/%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8/%D0%B6-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%83/

25/06/2019 07:10
ну, что ты, Ир, какой же я литературовед, то, что я написал, я надеюсь, больше поэтично, нежели научно.
спасибо, что прочла и с добрым утром тебя!
26/06/2019 08:11
Ну, Света, и завернула!

В некой стране русский турист, не знающий местного языка зашёл в ресторан, с обслуживанием на русском языке. Официант, прошедший курсы и сдавший зачёт на нужную категорию, предложил меню, объяснил непонятные названия блюд, принял заказ и принёс первое блюдо. Посетитель попробовал и выразил недовольство:
"В это блюдо не всё положено, что положено!"
Представьте недоумение обслуживающего.
В русском языке слово ПОЭЗИЯ как-то не разделено на две её разные сути. Одна из них чётко прописана во всех словарях и энциклопедиях примерно в одинаковых выражениях. А вторая - необъятна, словами не объяснима, и относится не только к упорядоченным наборам слов, но и к чувству прекрасного, к музыке, живописи, состоянию души.
Этой сути найти объяснения никому не удавалось. Да и нужно ли?

Ей бы другое имя придумать, чтобы не возмущались авторы на упрёк: "Это не поэзия!"
22/06/2019 16:51
Ой! чтой-то я Олю Светой обозвал. Прошу прощения!
22/06/2019 17:24
в таком возрасте это не самое страшное, главное чтоб под себя не ходили
22/06/2019 17:27
Завидуйте молча моему возрасту, Вопилкин.

Нет меры человеческой мерзости. В одном человеке - и столько!
22/06/2019 19:14
это когда человек состоялся и добился чего то завидовать и уважать можно, а ты гавна старого кусок
Какая ж зависть здесь... сам подумай, если в силах ещё


22/06/2019 19:35
"пришедший на ОБЩЕЛИТ мальчиком", которого кто-то поддержал.
сам же про себя так писал.
только этому мальчику далеко за семьдесят было уже, так ведь..
вот и задержался, поскольку на хер больше ни где и ни кому не нужен, давай держись дальше, только не перди сильно от натуги

мерзавец Опилкин
22/06/2019 19:55
Я среагировала на раздражение Володи на этого узколобого критика/искусствоведа, только и всего. Абсолютно согласна с его мыслями по поводу поэзии и её определений, просто хотела сказать, что есть люди, которые изначально мыслят другими категориями, в другой плоскости, и бессмысленно раздражаться на тех, кто этого не стоит.
Хотя нет, не бессмысленно. Как любая ветреная женщина, я передумала - не будь у Володи этого раздражения, мы лишились бы этой удивительной, поэтичной и тонкой (в заключительной её части) миниатюры!
06/07/2019 14:02

Ну, вот! Это - спор, а в спорах рождается истина!)))
Володя, сразу скажу - я не разделяю твоего возмущения, но целиком и полностью разделяю твоё понимание Поэзии.

Мне неловко, что приходится говорить банальные вещи - но степени врастания в Поэзию (и это не степени мастерства!) у каждого свои. Как и вибрации души на тонком плане. Кто-то готов лететь к солнцу, а кому-то нужна надёжная цепь, да ещё и с амбарным замком, иначе он потеряется в себе. Каковы бы ни были наши чувства, мы всё равно зависим от слов. И от определений. Есть поэзия, и поэзия. Чувствуешь разницу?
Да и жизнь состоит из поиска ответов на вопросы, в том числе на которые нет ответа. Все эти игры разума служат одной цели: Изначальная Тьма/Хаос пытается познать себя разными путями, создав множество вселенных, и множество разумных существ. Воплотив конечные формы (и мыслеформы) в бесконечности, чтобы рассмотреть всё детально. Так что поиски истины и её формулировок - нормальный закономерный процесс))) Главное - не топтаться на месте, не переливать из пустого в порожнее, и не навязывать догм. Всё преходяще. Всё течёт, всё меняется! Что было с Поэзией и её пониманием каких-то сто лет назад? Что будет с Поэзией и её пониманием ещё через сто, двести, триста лет? Ооо!)))
А птицы будут петь. Солнце светить. Ветер веять. Вода течь.
Надеюсь)))
22/06/2019 15:48
привет, Оль.
вообще то я ни с кем не спорил, а на знание истины не претендую и подавно. сегодня ученые говорят о том, что даже вселенские законы не универсальны, так стоит ли преклоняться перед человеческими? я говорю о Поэзии, в самом широком понимания этого слова, и о том, что вот такие "знатоки" пытаются загнать её в жесткие рамки своего ограниченного понимания - это должно быть так, а вот это этак, а почему? а потому, что так уполномочила их собственная категоричность и избыточная образованность. в поэзии есть только один главный закон, и это закон Красоты и Гармонии, одна мера и это мера эмоциональной наполненности, и это дается нам от бога, как дар, а всё остальное - снобизм и чрезмерное эстетство, иногда доходящие до абсурда и не замечающие этого. несколько дней тому имел сомнительное удовольствие убедиться в этом в очередной раз. познакомился с молодой поэтессой, 21 год, Марина Кош, из разряда тех, кого я отношу к ряду поэтических феноменов. наткнулся в литклубе стихиру, на коменты, в которых, то ли дураки, то ли чрезмерно умные, что иногда недалеко друг от друга, отказывают ей в ПРИНЯТИИ НА КОНКУРС, на сраный конкурс! удивительного, на мой взгляд, ст-я, к сожалению, не запомнил названия, а мотивация в общем всё та же - они де лучше знают, какой должно быть поэзии, адепты, мля, херовы, Лёзер, Копп и Лайда. задело меня это. не должны вот такие определять, что есть поэзия и какой ей быть, и не им судить таких, как Марина, нет у них права, да и не у кого нет. поэзия не должна равняться на читающего, поэзия равняется на пишущего, да и то, лишь потому, что вынуждена это делать, если конечно это поэзия. а ты, если дурак и не понимаешь,то, расти, а если завистливый плут, то на... иди и чем дальше, тем скорее.
в общем, я попытался в этой миниатюрке именно не спорить ни с кем, знаю по опыту, это бесполезно, а посмотреть на это шире, говорить не сухим шаблоном, а словом близким к самой поэзии, словом, в котором чувство расширяет эмпирический опыт ума и даёт более полное и глубокое осознание предмета. ну, в меру своих скромных возможностей, конечно.
22/06/2019 18:17
Высказывать другую точку зрения - это уже спор)))
А я говорила не о высоких истинах, а о повседневных. Видишь, как мы зависимы от слов и формулировок)))
Вот теперь согласна с тобой полностью, раз уж пошли такие примеры. Пойду найду Марину Кош и почитаю)))
22/06/2019 19:09
От Anna Svirs
!!!!! Всей сущностью своей принимаю это.
Спасибо, Володя!
21/06/2019 11:59
и Вам, Анна, спасибо, что принимаете.
21/06/2019 19:34
<< < 1 > >>
 
Современная литература - стихи