ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Об аллегориях старого и нового в Библии

Автор:
Жанр:
В Библии про новое и старое внятно сказано лишь дважды — у евангелиста Матфея книжник, усвоивший уроки Царствия Божия, собрал в своих кладовых этот модерн и антиквариат(Матфей 13:52), да в Песне песней влюблённые опробывают перезимовавшие и вешние плоды любви(Песнь 7:14). Фактически это опции Библии — старый (ветхий) завет и новый. Но если поскрести по сусекам, то этих противоположностей наберётся предостаточно, так как Бог творит свои дела попарно, одно напротив другого, для поддержки и опоры друг друга(Сирах 42:25-26). Так, например, древний возрастом, праведный и благочестивый Симеон передаёт эстафетную палочку религиозного марафона, благословляя младенца Иисуса(Лука 2:25-34). Так, например, Бог творит всякий растительный организм с отпадшим семенем на земле(Бытие 1:11) и тоже как эстафетную палочку. Казалось бы, жёсткая природа неблагоприятна к потомству и атакует его зимней непогодью, но стратификация только закаляет оппозиционный отпрыск, который в состоянии пробить даже асфальт. Так, например, шествующий на Голгофу Христос прерывает рыдающих за его спиной женщин: рыдайте, мол, о себе и своих детях, ибо цикл ваш заканчивается, как заканчивается жизнь дерева, и удачливая планида перейдёт к неплодному семени, новой эпохальности(Лука 23:26-31). Так, например, апостол Павел по некомпетентности умоляет Бога убрать болезненное жало из плоти, но Павлу внушается, что духовная сила пребывает в немощи, и Павел старается все катаклизмы судьбы не только смиренно принимать, но ещё и выискивать их как вполне съедобные грибы. Потому и Христос велит любить не только друга, но и врага, ведь это одна суть: друг — это другой, чужой, противостоящий, оппозиция, и если качество согласного и льстивого друга переходит в качество несогласного и упорного врага, это закаляет твои силы, и под тобой более твёрдая опора. А почему Бог вынимает из андрогина Адама ребро, то есть женский гендер, якобы в помощь одинокому Адаму, хотя ядовитая Ева низводит наивного Адама из рая? Именно на равновесии этих разновекторных центробежных и центростремительных сил и подвешены все небесные тела во вселенной. Пророк Иеремия отпадшую иньскую женщину называет даже спасением мужчины(Иеремия 31:22). Как так — Спасом мы привыкли считать Христа!?. А посмотрите на знаменательницу Луну: выросший до полнолуния Ян жнётся, угнетается, ущербляется иньской чёрной дырой до такой нулевой стратификации, что происходит взрыв — вот оно благословенное спасительное новолуние! «Дичью быть для возвышенных — значит возвышенным быть», - откуда это узнал умудрённый Низами? Да этот неординарный мусульманин был и поклонником Христова Евангелия, в котором однозначно написано: КТО ХОЧЕТ СПАСТИ СВОЮ ЖИЗНЬ, ПОТЕРЯЕТ ЕЁ, А КТО ПОТЕРЯЕТ ЖИЗНЬ СВОЮ РАДИ МЕНЯ, ТОТ ОБРЕТЁТ ЕЁ(Матфей 16:25, перевод Кулакова). Итак, женщина, через которую назначена смертельная функция, в конечном итоге — избавительница, дарительница жизни, её родительница. В православии и мусульманстве принято относится к женщине как к чему-то неполноценному, потому что преимущество за мужчиной, за богатым и за власть имущим(1 Тимофею 2:11-12; Титу 2:5; 1 Петра 3:1; Коран 4:38, нумерация стихов по Крачковскому). Но почему-то не берутся во внимание слоганы апостола Павла, что жена — слава мужа(1 коринфянам 11:7), а слава и сияние всегда впереди всякой звезды, да и кто изначальнее и важнее — яйцо или курица, апостол сей вопрос оставляет на наше усмотрение: ЖЕНЩИНА ЗАВИСИТ ОТ МУЖЧИНЫ, А МУЖЧИНА ЗАВИСИТ ОТ ЖЕНЩИНЫ. ИБО ТОЧНО ТАК, КАК ЖЕНЩИНА ПРОИЗОШЛА ОТ МУЖЧИНЫ, ТАК И МУЖЧИНА РОДИЛСЯ ОТ ЖЕНЩИНЫ(1 коринфянам 11:11-12, перевод Всемирного Библейского Переводческого Центра). Коран тоже предостерегает альтернативным сомнением: НЕ ЖЕЛАЙТЕ ТОГО, ЧЕМ АЛЛАХ ДАЛ ВАМ ОДНИМ ПРЕИМУЩЕСТВО ПЕРЕД ДРУГИМИ(Коран 4:36, перевод и нумерация стихов Крачковского). Потому что всё превращается в свою противоположность: отсюда революции, которыми Бог ОБРАЩАЕТ КНЯЗЕЙ В НИЧТО, ДЕЛАЕТ ЧЕМ-ТО ПУСТЫМ СУДЕЙ ЗЕМЛИ(Исайя 40:23; Псалтирь 106:40), отсюда феминизм, матриархат и мужчины-подкаблучники.
Вот ещё у пророка возвещается про новое, про неосвоенные белые пятна, про нетронутую целину: СЕЙТЕ СЕБЕ В ПРАВДУ, И ПОЖНЕТЕ МИЛОСТЬ; РАСПАХИВАЙТЕ У СЕБЯ НОВИНУ, ИБО ВРЕМЯ ВЗЫСКАТЬ ГОСПОДА, ЧТОБЫ ОН, КОГДА ПРИДЕТ, ДОЖДЕМ ПРОЛИЛ НА ВАС ПРАВДУ(Осия 10-12). Русская православная церковь нацелена на обратное, на консерватизм, но ведь консервы — мёртвая пища, при длительном употреблении которых развивается скорбутная болезнь или на современном языке — цинга. Сказано же пророком Осией, что правда в новизне; она, новизна всегда справа. Не зря же Христос поставил дитя во главу Царствия Небесного, ассоциируя его со своим именем (Матфей 18:1-5). И апостол Павел перечисляя в 11-ой главе послания к евреям сонмы древних подвижников, уверяет, что награда их пропорционально нарастает только вкупе с новозаветным Христом и его апостолами(Евреям 11:39). Понятно, что коммуникативную весть лучше возложить не на гонца, не на бумажную почту, не на телеграф и даже не на одностороннее радио и телевидение, а на последнее слово науки и техники — интерактивный интернет.
Да, мы чтим традиции, они чуть ли не святы, поскольку продолжают преемственность поколений. Но традиции как складываются, так и разрушаются. Например, сложившуюся советскую традицию майских демонстраций солидарности рабочего класса власовская верхушка России затормозила. Например, веками казачество стояло на страже рубежей России. Но развитие воинской техники упразднило натренированную сноровку конного трюкачества с нагайкой и саблей, остался лишь ряженый фарс. Мой православный товарищ, казак, ностальгирует по временам, когда пахали на волах. «А если враг выступит на тебя танками с электронной начинкой, как ты защитишь свою землю?» «Я выйду против него с иконой Казанской Богоматери, и враг побежит». Это, конечно, легковерие и маловерие, заявленное в Евангелии как одноразовое сеяние пшеницы: собрал урожай, и в конечном итоге вера твоя оскудела в пшик(Лука 22:31-32). Патриарх Кирилл тоже объехал Москву на своём лимузине против короновируса с иконой Богоматери «Умиление», но зараза только усилила атаки. Нет, вера должна накручиваться и совершенствоваться по спирали.
Ну, кажется, я уже достаточно подготовил читателя, чтобы через проекцию старого и нового на библейские символы, разаллегоризировать их или, проще сказать, истолковать.
Вот благополучно перейдя Красное море, еврейский народ три дня странствовал по пустыне Сур без воды и наконец подошёл к увлажнённому потоком местечку Мерра, но оно оказалось сравни мареву или миражу, так как вода была горькой, негодной для утоления жажды. Естественно народ возроптал, и Моисей возопил к Богу. Ему было указано на дерево, которое надо было бросить в поток, чтобы вода сделалась сладкой(Исход 15:23-27). Почему дерево дееспособно превращать дурной вкус на противоположный? Да потому что дерево конституциируется в Библии, как и всякий растительный организм, с семенем, а семя что дитя, вносит во всякий солёно-квашеный симбиоз наивные мажорные нотки. Старый и сухой организм без семени охладевает к любви — так написано в Евангелии и о кончине мира(Матфей 24:12). Высказана и причина — беззаконие. Но я бы выразился точнее и современным языком — виновата энтропия. Временное беззаконие имеет свою причину, так как законы в безвременье переписываются под нарождающийся организм. То есть само переписывание и есть беззаконие плюс энтропия. Почему апостол Павел повелевает в церкви достигать любви, провидя в ней пользу организму для созидания? Потому что она — новое, витаминка, эстафетная палочка-выручалочка, тогда как знание, накопляемое ежегодно деревом, упраздняется, облетает пожухлой листвой, гниением плодов. Если что-то исчезло, пропало, нет и его пользы.
Но у меня особое отношение к эпопее еврейского народа. Чудеса, которые вкраплены в историю народа — аллегории и образы, посредством которых культивируются пророки и пророчества. Я не выдумываю, это у пророка Даниила написано: СЕМЬДЕСЯТ СЕДМИН ОПРЕДЕЛЕНЫ ДЛЯ НАРОДА ТВОЕГО И СВЯТАГО ГОРОДА ТВОЕГО, ЧТОБЫ ПОКРЫТО БЫЛО ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЗАПЕЧАТАНЫ БЫЛИ ГРЕХИ И ЗАГЛАЖЕНЫ БЕЗЗАКОНИЯ, И ЧТОБЫ ПРИВЕДЕНА БЫЛА ПРАВДА ВЕЧНАЯ, И
ЗАПЕЧАТАНЫ БЫЛИ ВИДЕНИЕ И ПРОРОК, И ПОМАЗАН БЫЛ СВЯТЫЙ
СВЯТЫХ(Даниил 9:24). Семьдесят седмин — это дерево поста, где семидесятая седмина — семечко завета, которое можно реализовывать и далее.
Христос скупо пишет о посте, пожалуй, о нём говорится в единственной притче: НИКТО К ВЕТХОЙ ОДЕЖДЕ НЕ ПРИСТАВЛЯЕТ ЗАПЛАТЫ ИЗ НЕБЕЛЕНОЙ(новой) ТКАНИ, ИБО ВНОВЬ ПРИШИТОЕ ОТДЕРЕТ ОТ СТАРОГО, И ДЫРА БУДЕТ ЕЩЕ ХУЖЕ. НЕ ВЛИВАЮТ ТАКЖЕ ВИНА МОЛОДОГО В МЕХИ ВЕТХИЕ; А ИНАЧЕ ПРОРЫВАЮТСЯ МЕХИ, И ВИНО ВЫТЕКАЕТ, И МЕХИ ПРОПАДАЮТ, НО ВИНО МОЛОДОЕ ВЛИВАЮТ В НОВЫЕ МЕХИ, И СБЕРЕГАЕТСЯ ТО И ДРУГОЕ(Матфей 9:16-17). Да и зачем кычеть зегзицей? Христос — образ для подражания, да и апостол Павел тоже, писания которого свидетельствуют о нём, как об участнике Евангелия, но так ли уж мы горим желанием им жертвенно подражать хотя бы в постах? Да и надо ли всем быть пророками? Однако Коран настаивает на этом и потрафляет определению Даниила, синхронизуется с ним: О ТЕ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! ПРЕДПИСАН ВАМ ПОСТ, ТАК ЖЕ КАК ОН ПРЕДПИСАН ТЕМ, КТО БЫЛ ДО ВАС, - МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ БУДЕТЕ БОГОБОЯЗНЕННЫ! - НА ОТСЧИТАННЫЕ ДНИ(Коран 2:179, перевод и нумерация стихов Крачковского). Многоседмиждное или многоветочное дерево поста — это обветшавшая одежда, а также старый мех с вином, но надо всё-таки отделять старое от нового и не смешивать их. Какой прок, если спарить телеграф с интернетом? Что будет, если к хищнику в клетку посадить кролика или овечку? Ни львы, ни волки в Царствие Небесное не допускаются.

новое
Тем хорошо, что ново...
Лишь редким удаётся
Что-то разделять...

Но, разделять лишь то,
Что разделимо, а не живое
Чем-то мёртвым заменять...

живое, всё-таки, всегда
Намного лучше...
Лишь только новое
Имеет право жить...

А что ушло -
Лишь в памяти осталось…
(Журавлёв Евгений Олинархович)

Рядом с Меррой было и местечко Елим, которое характеризуется символически двенадцатью источниками воды и семьюдесятью финиковыми деревами(Исход 15:27). Эти числа циклические и бросают закидоны под Данииловы седмины поста. Цикличность защищает от энтропии веры, замещая горечь сладостью, и не зря здесь, между Меррой и Елимом дан еврейскому народу устав и закон: ЕСЛИ ТЫ БУДЕШЬ СЛУШАТЬСЯ ГЛАСА ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО, И ДЕЛАТЬ УГОДНОЕ ПРЕД ОЧАМИ ЕГО, И ВНИМАТЬ ЗАПОВЕДЯМ ЕГО, И СОБЛЮДАТЬ ВСЕ УСТАВЫ ЕГО, ТО НЕ НАВЕДУ НА ТЕБЯ НИ ОДНОЙ ИЗ БОЛЕЗНЕЙ, КОТОРЫЕ НАВЕЛ Я НА ЕГИПЕТ, ИБО Я ГОСПОДЬ, ЦЕЛИТЕЛЬ ТВОЙ(Исход 15:26).
Или вот другая аллегория. Люди рубили у Иордана деревья для строительства дома, и одного из них топор вырвался из рук и утонул. Топор был чужой, одолженный у кого-то, и неудачник обратился к пророку Елисею. Пророк, точно так же, как и Моисей, бросил дерево в воду, и топор всплыл(4 Царств 6:1-7). В буквальном смысле я в это не верю, не допускаю и мысли, что такое может быть. Однако, что такое топор? Это инструмент среди множества инструментов, которыми рубят, строят, сеют, косят, куют, сверлят, строгают и т. д. Опять же потеря такого инструмента — энтропия. Но благодаря цикличности обретение потерянного возможно. Да мои рассуждения и Соломон подтверждает: ЕСЛИ ПРИТУПИТСЯ ТОПОР, И ЕСЛИ ЛЕЗВИЕ ЕГО НЕ БУДЕТ ОТТОЧЕНО, ТО НАДОБНО БУДЕТ НАПРЯГАТЬ СИЛЫ; МУДРОСТЬ УМЕЕТ ЭТО ИСПРАВИТЬ(Екклесиаст 10:10). Разве мудрость состоит в том, чтобы наточить топор? Нет, притуплённое энтропией можно исправить революцией и её синонимами — переворотом, реформой, преобразованием, преображением, реконструкцией, реставрацией, реабилитацией, реновацией, реанимацией… Почему закоснелая русская православная церковь ненавидит эти слова? А ведь и церковь подвержена ржавчине и энтропии: ДОМ МОЙ ДОМОМ МОЛИТВЫ НАРЕЧЕТСЯ; А ВЫ СДЕЛАЛИ ЕГО ВЕРТЕПОМ РАЗБОЙНИКОВ(Матфей 21:13). Но благодаря цикличности и преобразованиям исцеление возможно: ТЫ - ПЕТР, И НА СЕМ КАМНЕ Я СОЗДАМ ЦЕРКОВЬ МОЮ, И ВРАТА АДА НЕ ОДОЛЕЮТ ЕЕ; И ДАМ ТЕБЕ КЛЮЧИ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО: И ЧТО СВЯЖЕШЬ НА ЗЕМЛЕ, ТО БУДЕТ СВЯЗАНО НА НЕБЕСАХ, И ЧТО РАЗРЕШИШЬ НА ЗЕМЛЕ, ТО БУДЕТ РАЗРЕШЕНО НА НЕБЕСАХ(Матфей 16:18-19). Если церковное священноначалие будет утверждаться в вере после её кризисов, как неоднократно утверждал Христос Петра в вере и любви(Иоанн 21:15-17) после отказов и отречений от Христа(Матфей 26:69-75), лезвие топора будет как бритва.

Колокола, звоните небу без просвета,
Летящим облакам и ледяному свету;
Не станет года этого к рассвету,
Звоните громко, пусть он канет в Лету!

Встречайте новое, и старое гоните,
Над снежной гладью весело трезвоньте:
Уходит год, но вы его не троньте;
Смерть лжи и истины рожденье возвестите.

С томящей разум скорбью мы простимся
По тем, кого уж не увидим ныне,
Пусть королей и нищих рознь остынет,
И мы исправимся, и духом возродимся.

Пусть смертный час пробьет истокам
Старинных форм людской вражды;
Пусть доблестных пополнятся ряды,
Учтивых, справедливых будет много.

Проститесь с бедностью, тревогой и грехом,
Иных времён предательскою стужей;
Поэт сих строк пусть будет уж не нужен,
И явит лик другой - с прекраснее стихом.

Гордыни ложной пусть не верят мраку,
И не клевещут, и не брызжут злостью,
Сердца откроют перед главной гостьей,
Чьё имя - к истине Любовь и к благу.

Проститесь с хворью, что терзает тело,
Да с жаждой золота, что истощает дух;
Отпойте сотню войн и тысячу разрух,
Эпоху мирных лет провозглашайте смело.

Возвысьте мужа, чья душа чиста,
Кто доблестен, свободен, благороден;
Отпойте мрак - он свету неугоден,
Приветствуйте рождение Христа.
(Альфред Теннисон, Колокола, звоните! Перевод Сарона)




Читатели (149) Добавить отзыв
 
Современная литература - стихи