Человеческая память должна хранить не только радостные моменты жизни, но и печальные страницы прошлых лет. Подвиг новомучеников и исповедников – это великая сила, которая способна оживотворять и укреплять не только нашу церковную жизнь, жизнь Православной Церкви XXI века, но и жизнь всего нашего народа. Этот подвиг еще и еще раз помогает понять каждому, кто готов понимать и слышать, что подлинная свобода обретается в истине, а отвергая истину, невозможно обрести свободу. Подвиг новомучеников имел особое значение для сохранения православной веры в России и для ее духовного возрождения. Какой нравственный урок мы, живущие сегодня, должны извлечь из этой главы церковной истории? Для чего при помощи архивных документов мы пытаемся расширить своё представление о том непростом времени, глубже изучить и осмыслить происходившие события прошедшего столетия? Думаю для того, чтобы не повторились горькие ошибки, цена которым – человеческая жизнь. Ведь человеческая жизнь во все времена являлась наивысшей ценностью в жизни общества. А ради чего человек может пожертвовать своей жизнью? Вовсе не ради комфорта, удовольствий, денег, власти, утех плоти. Наоборот: жизнью дорожат чаще всего те, которые любят в жизни вышеупомянутое. Но когда они умирают, то о них обычно не вспоминают потомки… В памяти остаются лишь те, которые жили не ради себя, а ради других людей. Одним из таких людей был русский император Николай II, ставший Святым… Родился последний русский император 6 (19) мая 1868 года в день памяти праведного Иова Многострадального… Нравственная основа будущего пути была заложена в Николае II с детства вместе с трогательной любовью отца, который, презрев придворный этикет, тайком пробирался в детсткую, чтобы приласкать мальчика, вместе с уроками Ключевского и Цезаря Кюи, вместе с музыкой Глинки, Чайковского и Мусоргского. Ни родители, ни наставники не могли знать о том, что назначение ему, и всё же – вот он Промысел Божий! – именно в детстве получил Николай глубокое религиозное воспитание. С ранних лет будущий император отличался самообладанием, терпимостью и чувством долга. Да… Его успешно готовили к созидательной, на благо России деятельности монарха, но – увы! – другой путь предназначено было пройти ему. Ходынка… Кровавое воскресенье… Поражение в войне с Японией… Тяжёлые неудачи Первой мировой войны… Наконец отречение, обернувшееся для страны немыслимой кровью… Завершая династию, основатели которой непосредственно участвовали в раздувании Смуты, династии, основатель которой получил святительство из рук самозванцев, Николай II пошёл по пути страстотерпца Бориса. Николай II предательству аристократии, военноначальников, министров и интеллигенции мог противопоставить только народ, призвав его защитить своего самодержца. Но даже если бы и услышан был его призыв? Чем кроме крови могла обернуться эта война? Конечно, как справедливо отмечал русский философ Иван Ильин, Николай II, стремясь избежать гражданской войны, согласился на отречение, и в результате народ вёл гражданскую войну без государя и не за государя… Понимал ли это последний русский император? Как свидетельствуют записи в его дневнике и свидетельства близких, понимал… Но ведь понимал он и то, что хотя жертва стратотерпцев Бориса и Глеба не предотвратила междоусобной войны на Руси, но не была эта жертва и бесцельной, ибо она предотвратила нечто большее, чем война – Божий гнев… Отрёкшийся император понимал это. Понимал он и то, что его ждёт. И от этой страшной участи он не пытался скрыться. Он только молился. И за себя, и за свою семью, и за Россию. Ещё при жизни, ещё при царствовании оболганный своими современниками, этот Святой русский император был объявлен и деспотом, и пьяницей, но и осыпаемый угрозами и оскорблениями, мужественно прошёл он крестный путь, черпая поддержку только в поучениях Святых Отцов. И – нам ещё предстоит осознать это – лестница, по которой с сыном на руках сходил он в подвал Ипатьевского дома, привела его в горнюю высь, в сонм праведников, молящихся о спасении России.
|