ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

О пользе и вреде некоторых христианских ценностей

Автор:
Жанр:
УЧЕНИКИ ЕГО СПРОСИЛИ ЕГО; ОНИ СКАЗАЛИ ЕМУ: ХОЧЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТОБЫ МЫ ПОСТИЛИСЬ, И КАК НАМ МОЛИТЬСЯ, ДАВАТЬ МИЛОСТЫНЮ И ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ В ПИЩЕ? ИИСУС СКАЗАЛ: НЕ ЛГИТЕ, И ТО, ЧТО ВЫ НЕНАВИДИТЕ, НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО. ИБО ВСЁ ОТКРЫТО ПЕРЕД НЕБОМ. ИБО НЕТ НИЧЕГО ТАЙНОГО, ЧТО НЕ БУДЕТ ЯВНЫМ, И НЕТ НИЧЕГО СОКРОВЕННОГО, ЧТО ОСТАЛОСЬ БЫ НЕРАСКРЫТЫМ(Евангелие от Фомы, логия 6). Судя по этой цитате надо всё делать вовремя, тогда и желания будут идти в ногу со временем. Как говорят, аппетит приходит во время еды. Конечно, это не значит, что поститься не надо:  ЕСЛИ ВЫ НЕ ПОСТИТЕСЬ ОТ МИРА, ВЫ НЕ НАЙДЁТЕ ЦАРСТВИЯ. ЕСЛИ НЕ ДЕЛАЕТЕ СУББОТУ СУББОТОЙ, ВЫ НЕ УВИДИТЕ ОТЦА(Евангелие от Фомы, логия 32). В так называемых канонических евангелиях Иисус Христос разъясняет, что не следует радостный голос жениха и невесты смешивать в одну кучу с печальным постом(Лука 5:33-35) . И апостол Павел не разрешает презирать постников участвующим в пикнике, как и постящимся не следует пенять причастникам пирушки, ибо это разные степени веры(Римлянам 14:3). Ведь Христос это разнообразная природа. Рождество Его приурочено к умножению света после зимнего солнцестояния. Торжество и слава входа в Иерусалим указывает на природный цикл в семьдесят седмин, подобный годовому циклу, конец которого подъяремная ослица, а предстоящее начало — вешний ослёнок, на которого ещё никто не садился, и евангелист описывает, казалось бы, невозможное: Христос, сидящий на обоих хребтах(Матфей 21:1-9). Пасха — тем более возрожденческое весеннее начало, ключи от жизни. Преображение Христа в белые блестящие одежды на Фаворе обозначает распаханные новины, семя или сыновство, историю с чистого листа. Сретение — праздник встречи старого с новым, и это не только конкурентный междусобойчик, но и преемственность поколений. А вообще-то, конечно, жизнь — борьба, преодоление пути, потому Христос мир чередует с мечом, предохраняя новизну и детство от замшелого консерватизма(Матфей 10:34).

У старых елок в вышине есть елочки-малышки:
У той подросток, а у той задорное дитя.
И ветки вздернуты у них, и шишки словно вспышки,
И хвоя свежая на них колышется, блестя.
Когда меня приводят к ним березки и аллеи,
Когда от ржавых старых лап я отрываю взгляд,
То на вершины я гляжу и сердцу веселее:
Ведь там беспечный хоровод и вечный детский сад.
(Валентин Берестов).

Ещё раз бросим взгляд на природу, можно даже через лупу: с Пасхи, с распускающихся листьев до полновесных, зрелых плодов жизнь шествует под интонации жениха и невесты, а с сентября, когда листва опадает, плоды гниют, начинается безвременье, явная пора поста. Об безвременье в Евангелии заявлено: ПРИДУТ ДНИ, КОГДА ПОЖЕЛАЕТЕ ВИДЕТЬ ХОТЯ ОДИН ИЗ ДНЕЙ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, И НЕ УВИДИТЕ(Лука 17:22). У пророка Даниила сонный жизненный эпизод тоже подмечен: И ПО ИСТЕЧЕНИИ
ШЕСТИДЕСЯТИ ДВУХ СЕДМИН ПРЕДАН БУДЕТ СМЕРТИ ХРИСТОС, И НЕ БУДЕТ; А ГОРОД И СВЯТИЛИЩЕ РАЗРУШЕНЫ БУДУТ НАРОДОМ ВОЖДЯ, КОТОРЫЙ ПРИДЕТ, И КОНЕЦ ЕГО БУДЕТ КАК ОТ НАВОДНЕНИЯ, И ДО КОНЦА ВОЙНЫ БУДУТ ОПУСТОШЕНИЯ(Даниил 9:26). Не будет Христа, конечно, как жениха, как созидателя, но это не означает, что не будет вообще, так как смерть тоже жизненная фаза. Вот свидетельство поэта о безвременье:

Когда горят осиновые рощи
Неистовым огнём самосожженья,
Становится понятнее и проще
Круговорот извечного движенья.
Кружится лист осиновый, кружится -
Нет в мире беспощаднее закона.
Но никогда душою не напиться
Осеннего серебряного звона.
Стоишь ты на великом перепутье,
Осенняя в душе клубится даль…
Какой же новой обернётся сутью
Твоя неутолённая печаль?
Ты молишься и жаждешь, жаждешь чуда,
Забыв, кто ты, и где твой ныне дом,
Что был уже Христос и был Иуда,
Что чудо это всё в тебе самом.
(Пётр Проскурин, цикл «Зов вершин», Сентябрь)

Евангелие здесь тоже категорично: не надо потакать обманщикам, любопытствовать, здесь или там новоявленный Христос, - ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ ВНУТРЬ ВАС ЕСТЬ(Лука 17:21). Но безвременье предполагает накопление, собирание растраченной силы, которая ушла на созидательный курс: КТО НЕ СО МНОЮ, ТОТ ПРОТИВ МЕНЯ; И КТО НЕ СОБИРАЕТ
СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ(Матфей 12:30). Ведь как у Соломона написано: всякое созидательное действие заканчивается разрухой!(Екклесиаст 3:1-8) Природа собирает силы благодаря зимнему покою, а другими словами, она аскетничает, воздерживается от всякого подпитывания и голоса жениха и невесты. У еврейского народа брачный симбиоз с египтянами закончился тоже драматически, и им пришлось накапливать жизненные силы бегством и собиранием небесной манны, которая в Библии шифруется как пост. Природа тоже собирает небесную крупу, то бишь снег, который по весне, растаяв, возбудит новые силы любви. Но то же и с растраченными силами человека происходит, он вынужден закрыться от наслаждений.

Все дороги рождают печали…
В чистом поле на груде камней
Он сидит — и вселенские дали
Вкруг него, словно царство теней.
Он встречает прохожего бранью.
А сидит он в чем мать родила,
Потому что когда-то желанья
Обобрали его догола.
Ничего он теперь не желает:
Ни письма, ни ума, ни любви.
Размахнется и камень швыряет —
Отгоняет желанья свои.
Осажденный, как грешник, тенями,
Ранним утром на солнце глядит
И его отгоняет камнями.
— Отойди от меня! — говорит.
(Юрий Кузнецов, Сидень)

Накануне православных постов в церкви, как и следует у фарисеев, начинается шумиха и трескотня. Но ведь эти посты не соответствуют максимам исхода еврейского народа в землю текущую молоком и мёдом. Шесть дней собирай небесную манну, в седьмой — передых, - так в историю скитальчества Израиля вплетены принципы восхождения к Богу. Хотя в православии тоже постятся седминами, а одна комбинация седмин даже названа Великим постом, но пост такой, как женёное молоко, ослабленный, и Христос, предвидя его, высказался наотрез: СОБИРАЮТ ЛИ С ТЕРНОВНИКА ВИНОГРАД, ИЛИ С РЕПЕЙНИКА СМОКВЫ?(Матфей 7:16) А помимо вегетарианского поста мясоедство в православии считается нормой жизни: так, мол, определено Писанием(1 коринфянам 10:25,30; 1 Тимофею 4:3-4). Но я выскажусь альтернативно: мясоедство — жизненный ранг хищничества. Да, волки воют и просят у Бога пищи, и Он им её даёт. Но в Писании о Сионе, о царствии Божием сказано: ЛЬВА НЕ БУДЕТ ТАМ, И ХИЩНЫЙ ЗВЕРЬ НЕ ВЗОЙДЕТ НА НЕГО; ЕГО НЕ НАЙДЕТСЯ ТАМ, А БУДУТ ХОДИТЬ ИСКУПЛЕННЫЕ(Исайя 35:9). ЗАКОЛАЮЩИЙ ВОЛА - ТО ЖЕ, ЧТО УБИВАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА; ПРИНОСЯЩИЙ АГНЦА В ЖЕРТВУ - ТО ЖЕ, ЧТО ЗАДУШАЮЩИЙ ПСА; ПРИНОСЯЩИЙ СЕМИДАЛ - ТО ЖЕ, ЧТО ПРИНОСЯЩИЙ СВИНУЮ КРОВЬ; ВОСКУРЯЮЩИЙ ФИМИАМ - ТО ЖЕ, ЧТО МОЛЯЩИЙСЯ ИДОЛУ; И КАК ОНИ ИЗБРАЛИ СОБСТВЕННЫЕ СВОИ ПУТИ, И ДУША ИХ НАХОДИТ УДОВОЛЬСТВИЕ В МЕРЗОСТЯХ ИХ, ТАК И Я УПОТРЕБЛЮ ИХ ОБОЛЬЩЕНИЕ И НАВЕДУ НА НИХ УЖАСНОЕ ДЛЯ НИХ: ПОТОМУ ЧТО Я ЗВАЛ, И НЕ БЫЛО ОТВЕЧАЮЩЕГО, ГОВОРИЛ, И ОНИ НЕ СЛУШАЛИ, А ДЕЛАЛИ ЗЛОЕ В ОЧАХ МОИХ И ИЗБИРАЛИ ТО, ЧТО НЕУГОДНО МНЕ(Исайя 66:3-4) — вот куда ведёт хищнический образ жизни. Страстная, безумная любовь к сопернику до такой степени, чтобы начисто сожрать его со всеми потрохами оборачивается идолопоклонством. Апостол христианства предупреждает об этом: ЕСЛИ ЖЕ ДРУГ ДРУГА
УГРЫЗАЕТЕ И СЪЕДАЕТЕ, БЕРЕГИТЕСЬ, ЧТОБЫ ВЫ НЕ БЫЛИ ИСТРЕБЛЕНЫ ДРУГ ДРУГОМ(Галатам 5:15). Но если это простительное невежество, апостол Павел предостерегает, что избавиться от него можно просто закрыв рот: ЕСЛИ КТО СКАЖЕТ ВАМ: ЭТО ИДОЛОЖЕРТВЕННОЕ, - ТО НЕ ЕШЬТЕ РАДИ ТОГО, КТО ОБЪЯВИЛ ВАМ, И РАДИ СОВЕСТИ(1 коринфянам 10:28). Принято считать, что идоложертвенное — это некий кусочек мяса, возложенный перед идолом на алтаре. Но здесь очень примитивный взгляд. Жертва всегда болезненна, страдательна, на то она и кровавая пища, чтобы пищать от ужаса. Так происходит не только в среде зверья, но и в человеческих симбиозах. Кто загнал Христа в темницу, в больницу, в бомжатник?(Матфей 25:41-43) Только его партнёр, которого Он освободил, избавил, соделал благополучным, сам превратившись в жертву. КАК ВОЖДЕЛЕННЫ ВСЕ ДЕЛА ЕГО, ХОТЯ МЫ МОЖЕМ ВИДЕТЬ ИХ КАК ТОЛЬКО ИСКРЫ! ВСЕ ОНИ ЖИВУТ И ПРЕБЫВАЮТ ВОВЕК ДЛЯ ВСЯКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, И ВСЕ ПОВИНУЮТСЯ ЕМУ. ВСЕ ОНИ — ВДВОЙНЕ, ОДНО НАПРОТИВ ДРУГОГО, И НИЧЕГО НЕ СОТВОРИЛ ОН НЕСОВЕРШЕННЫМ: ОДНО ПОДДЕРЖИВАЕТ БЛАГО ДРУГОГО, — И КТО НАСЫТИТСЯ ЗРЕНИЕМ СЛАВЫ ЕГО?(Сирах 42:23-26) «Дичью быть для возвышенных — значит возвышенным быть»(Низами, Сокровищница тайн). Да, так и функционируют человеческие симбиозы, звенья и контрофорсы которых превращаются в свою противоположность, чтобы соответствовать Божьей справедливости: ИТАК ВО ВСЕМ, КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК ПОСТУПАЙТЕ И ВЫ С НИМИ, ИБО В ЭТОМ ЗАКОН И ПРОРОКИ(Матфей 7:12). Чему же с шумом гордятся православные, когда только отчасти отказываются от мясоедства? Бомж или даже колхоз бомжей, обворованных одним олигархом, в этом отношении скромнее и терпеливее, потому что это его постная и пустынная судьба. Дэцэпэшник или любой другой инвалид подвижнически принимает свои испытания, ибо они целенаправленно ведут его в другом рождении в спортивные примы общества. Даже преступник с постоянными рецидивами вынужден терпеть тюрьму, потому что Бог готовит его к фантастическим степеням свободы. Да и рождённый дебилом, олигофреном — это лишь фаза для наполнения разумом на Нобелевскую премию. А вот благополучный считает, что его благополучие создано им самим, но баланс определяется Богом. Впрочем, здесь я перечисляю неумеренные контрасты. Апостол Павел призывает к самодостаточности, он генетически чужд эксплуатации человека человеком и просит в этом подражать ему. На фига ему эта тягомотина: строить своё счастье на несчастье другого, когда возвышающий себя унижается, а унижающий возвышается!(Лука 14:11) Апостол сам созидает себя, как трудностями, так и достижениями. ЛУЧШЕ НЕ ЕСТЬ МЯСА, НЕ ПИТЬ ВИНА И НЕ ДЕЛАТЬ НИЧЕГО ТАКОГО, ОТЧЕГО БРАТ ТВОЙ ПРЕТЫКАЕТСЯ, ИЛИ СОБЛАЗНЯЕТСЯ, ИЛИ ИЗНЕМОГАЕТ(Римлянам 14:21). ЕСЛИ ПИЩА СОБЛАЗНЯЕТ БРАТА МОЕГО, НЕ БУДУ ЕСТЬ МЯСА ВОВЕК, ЧТОБЫ НЕ СОБЛАЗНИТЬ БРАТА МОЕГО(1 коринфянам 8:13). Хотя Христос и разрешил так называемую евхаристию или причащение, то есть поедание Божественной жертвенной плоти и крови, апостол называет заталкивание Христа в лузу не лучшим знаком(1 коринфянам 11:17).


Мне снится грусти неземной
язык безустный,
и я ни капли не больной,
а просто грустный.

Не отстраняясь, не боясь,
не мучась ролью,
тоска вселенская слилась
с душевной болью.

Среди иных забот и дел
на тверди серой
я в должный час переболел
мечтой и верой.

Не созерцатель, не злодей,
не нехристь все же,
я не могу любить людей,
прости мне, Боже!

Припав к незримому плечу
ночами злыми,
ничем на свете не хочу
делиться с ними.

Гордыни нет в моих словах —
какая гордость? —
лишь одиночество и страх,
под ними горблюсь.

Душа с землей свое родство
забыть готова,
затем что нету ничего
на ней святого.

Как мало в жизни светлых дней,
как черных много!
Я не могу любить людей,
распявших Бога.

Да смерть — и та — нейдет им впрок,
лишь мясо в яму, —
кто небо нежное обрек
алчбе и сраму.

Покуда смертию не стер
следы от терний,
мне ближе братьев и сестер
мой лес вечерний.

Есть даже и у дикарей
тоска и память.
Скорей бы, Господи, скорей
в безбольность кануть.

Скорей бы, Господи, скорей
от зла и фальши,
от узнаваний и скорбей
отплыть подальше!..
(Борис Чичибабин)

Благословенно бескорыстное имя Павла за двухтысячную историю, тогда как другие истёрлись из памяти, хотя и навязывались в звёзды и светила! Уму непостижимо, как в русском православном мелководье появляются достойные рыбины(Иоанн21:11), а в торгашеском азербайджанском народе величины типа Низами Гянджави, но и в среде ростовщиков неожиданен бессребренический апостол Павел!

А почему Христос видит в милостыне вред духу? Потому что это своеобразный бумеранг, когда добро проклёвывается злом. Тайная милостыня болезненным бумерангом не окажется: привязал телёнка к ограде нищего, чтоб никто не видел, и тебе воздастся Богом. А вот явное воздаяние, да ещё с упрёком, таит в себе болезненный ответ. Даже в православной среде это интуитивно чувствуют, и священники советуют, чтобы милостыня «запотела» в ладони. Но такой совет указывает лишь на жадноватость священства, а не на причину зла. Вот две притчи Соломона, которые объясняют накладку. Первая: СЕРДЦЕ ЗНАЕТ ГОРЕ ДУШИ СВОЕЙ, И В РАДОСТЬ ЕГО НЕ ВМЕШАЕТСЯ ЧУЖОЙ(Притчи 14:10). Это значит, что только ты строитель чёрно-белой своей судьбы без привлечения и причастия друзей-партнёров, ибо друг — это другой, чужой, враг, нешуточная оппозиция, от которой в конце концов надо освободиться(Лука 11:58). Вторая: ХВАТАЕТ ПСА ЗА УШИ, КТО, ПРОХОДЯ МИМО, ВМЕШИВАЕТСЯ В ЧУЖУЮ ССОРУ(Притчи 26:17). Казалось бы, миротворец, хочет примирить распавшийся симбиоз, оказать милость, но в потенциале сам становится его драматической добавкой и продолжением. В принципе, это закономерно оказывать милость обворованному тобой конкуренту и даже врагу(Матфей 25:31-46), но не в каждую дырку надо быть затычкой, поэтому мудрый Соломон даёт более общий, неконкретный путь умножения эволюции в соответствии с обстоятельствами: ОТПУСКАЙ ХЛЕБ ТВОЙ ПО ВОДАМ, ПОТОМУ ЧТО ПО ПРОШЕСТВИИ МНОГИХ ДНЕЙ ОПЯТЬ НАЙДЕШЬ ЕГО. ДАВАЙ ЧАСТЬ СЕМИ И ДАЖЕ ВОСЬМИ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ЗНАЕШЬ, КАКАЯ БЕДА БУДЕТ НА ЗЕМЛЕ(Екклесиаст 11:1-2). Приятие и отпускание хлеба - разве только о примитивном буквальном хлебе говорится? Хлеб в подавляющем своём большинстве — премудрость, исходящая от Бога. И формат этой мудрости и премудрости — твой крест, или, как говорят на Востоке, карма. Хлеб не только прикарманивать следует в своей центростремительности, но и освобождаться от него в своей центробежности, - это присуще всем организмам. Впрочем, апостол Павел об этом говорит весьма простыми словами: ЗАБЫВАЯ ЗАДНЕЕ И ПРОСТИРАЯСЬ ВПЕРЕД(Филиппийцам 3:13). Заднее — это то, что стало хвостиком, жопкой, а перед — обновлённое лицо, голова. Все ли едят жопку огурца? Так и Бог назначил иудеям кошерную пищу, чтобы они были головой, а не жопой, потому что или хищники, или обитатели глубокой тьмы, или неочушеившиеся, неоперившиеся, не жующие жвачку, чтобы переосмысливать и думать, не имеющие раздвоенные копыта, что живя в этом мире, не предвкушать другого святого века, - короче, несовершенную пищу Бог евреям запретил. Но апостол Варнава запрет на некошерность трактует иносказательно, духовно: не надо общаться с людьми, подобными ястребу, коршуну, ворону, свинье, зайцу, хорю, сому, щуке, вьюну и т. д.(Послание Варнавы, глава 10) Но что такое общаться — разве это только бла-бла-бла? В симбиозы, в союзы, в сообщества со своими антагонистами Священное Писание предостерегает вступать: БЛАЖЕН МУЖ, КОТОРЫЙ НЕ ХОДИТ НА СОВЕТ НЕЧЕСТИВЫХ И НЕ СТОИТ НА ПУТИ ГРЕШНЫХ И НЕ СИДИТ В СОБРАНИИ РАЗВРАТИТЕЛЕЙ(Псалтирь 1:1) Уж на что церковь считается симбиозом и собранием избранных, но на самом деле в неповоротливой, инертной организации всякий грех можно вычислить. Потому симпатия Христа привязана к менее скандальной общине: ГДЕ ДВОЕ ИЛИ ТРОЕ СОБРАНЫ ВО ИМЯ МОЕ, ТАМ Я ПОСРЕДИ НИХ(Матфей 18:20). А кто ходит в отшельниках, тем большее благословение Божье(Лука 9:49-50; Псалтирь 67:7).
Остаётся ещё сказать несколько слов о молитве. Иисус Христос молитву и пост для победы над злыми духами ставит рядышком(Матфей 17:14-21), но это составляющие, компоненты, аксессуары, чтобы стать сильным: ОТ МАЛОГО ПРОИЗОЙДЕТ ТЫСЯЧА, И ОТ САМОГО СЛАБОГО - СИЛЬНЫЙ НАРОД(Исайя 60:22). Молитва, то есть просьба, отзывается, откликается Богом, если идёт созидательный процесс, и ожидается положительный эффект: ДОНЫНЕ ВЫ НИЧЕГО НЕ ПРОСИЛИ ВО ИМЯ МОЕ; ПРОСИТЕ, И ПОЛУЧИТЕ, ЧТОБЫ РАДОСТЬ ВАША БЫЛА СОВЕРШЕННА(Иоанн 16:24). Но в безвременье — в конце цикла — бесполезно просить, так как это разрушительное время, названное в Евангелии даже вертепом разбойников. В это покаянное время смириться в посте для восстановления силы — самое лучшее, что можно придумать. Для неопытных пост может стать сжатой пружиной, которая потом распрямляется и способна достичь даже греховных моментов. Для молитвы Иисус Христос дал хрестоматийный стандарт - «Отче наш». Почему долгая лицемерная молитва подпадает под осуждение?(Лука 20:47) Да потому что сам Бог движет нашей жизнью(Деяния 17:28; Иакова 4:13-16), печётся о ней(1 Петра 5:7), закладывает желания в душе человека и исполнение их(Филиппийцам 2:13). Человеческая навязчивость всегда неприятна, тем не менее апостол Павел за постоянную молитву, как акт благодарения.




Читатели (101) Добавить отзыв
 
Современная литература - стихи