ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Молитва - воскресные чтения

Автор:
Автор оригинала:
Нарине Удумян
Жанр:
Когда начинаешь жить осмысленно, на тебя всем своим ужасом и несправедливостью обрушивается весь мир, вся вселенная.
Многим знакомо чувство отчаяния и предчувствие близкого конца света, во всяком случае для самого себя.
Мир чернеет, душа становится вялой и безучастной, еще немного -  и ты можешь навсегда застрять в темном болоте живого небытия и беспощадной действительности.
Но есть и другая возможность: противостоять  несправедливости, воспринимая темень как сумерки, а не как вечную тьму.
Потому что сумерки - это этап, временной промежуток, за которым последует ночь, а затем - рассвет.
Бывает и предрассветная мгла, или сумеречная мгла, которую в отчаянии тоже можно принять за бесконечную ночь.

Много лет назад, в один из непростых периодов жизни неожиданно поняла, что не осталось сил даже помолиться.
Сложились стихи, но пока их сочиняла,  случилось чудо - заметила незримые  отблески света и услышала призывный колокольный звон.
Те, кто сегодня в беде, должны знать:
они вновь смогут молиться.

      Молитва

Моя молитва прервалась,
Как тихий колокольный звон,
Как непонятный странный сон ...
Прости, Господь, нет больше сил
Тебе молитвы возносить
И больше души своей излить.
Но милость божья велика,
Придут другие времена,
Воспрянет дух, пройдет беда,
И вновь смогу молиться я.

2005

  О слове "дух" - из проповеди о. Александра Меня

Часто в быту говорят: "Человек питается святым духом", - это что-то такое бесплотное,  что-то полуреальное. Между тем в Библии слово "дух" (по-гречески пневма или по-древнееврейски руах) обозначало совсем не бесплотное витание,  а бурю, грозу и ветер. Оно обозначало то, что сокрушает землю. Вот что такое "дух".
Дух - это мощь, это динамика, это сила! Вот почему Христос говорит самаритянке, беседуя с ней у колодца, что Бог есть Дух. И некоторые это слово понимают неправильно.
Но, поскольку у каждого человека,  который вступает на христианский путь, есть призвание, то здесь открывается третья тайна Евангелия: люди не могут осуществлять его врозь.
Замысел Христа - это многоединство. Много в единстве. Я думаю, что этот принцип - многоединство - он универсален для всей природы, для всей Вселенной. Вы посмотрите: что бы нам ни встречалось, будь то молекула, атом, клетка, популяция животных, группа, организм,  - это всегда многоединство. Это возводит нас в тайну Божества,  Которое тоже, по свидетельству Христа, есть некое многоединство. Тайна Троицы.
Христос не однажды когда-то, а постоянно создает многоединство, которое Он назвал Церковью. Церковь (по-гречески экклесия) значит "собрание", "общество" людей, община, которая идет вместе с Ним, перед Его лицом. И дальше Он говорит о том, что эта Церковь будет победительницей, победительницей до такой степени, что будет покорять природу.
Христос говорит: будете исцелять болезни, пить ядовитую воду и она вам не повредит, будете наступать на змей и на скорпионов и они не причинят вам зла. То есть сила Духа в грядущем должна все время расцветать. Между тем этого мы не видим. Потому что мы идем слишком медленно. Христос ставит Свою Церковь на фундамент свободы - мы никогда не видим с Его стороны насилия.  Даже то, что Он явился в уничиженном, умаленном виде, было условием Его свободного принятия. Он зовет каждого, оставляя за нами свободу. В Нем нет ничего от человеческой тоталитарности, диктаторства,  нааязчивости - всегда свобода.
И именно поэтому Он сохраняет нетронутой человеческую природу до тех пор, пока человек сам к Нему не потянется. Поэтому история Церкви есть постоянная борьба между человеческой косностью и светом, который идет от Христа. Это происходит и сейчас.

... Когда люди приходят к вере или находятся на первых ее ступенях, часто эгоцентризм мешает в отношениях с Богом. Человек стоит перед Богом и думает: что Он мне даст? что я от Него жду? И все время "Я", это огромное "Я", а Бог как некое прилагательное, как второе "я". Конечно, никто так сознательно не говорит, но смысл, интонация, тональность этой мысли таковы.
Между тем если не Он, нас фактически не существует. Нас нет. Мы как бабочки-однодневки. Что такое наша жизнь на фоне всего мира? Ничто.
Но если в нас отражается свет Божий, мы в себя все вмещаем... Тут есть хороший образ: когда лежит битое стекло - это просто куча мусора; когда на него падает свет - это и радуга, и блеск алмазов, и красота. Поэтому, когда на нас падает свет Вечности, мы становимся действительно ей причастны и обретаем смысл своего существования.
Мы - часть Его замысла.

"Блажен, кто верует, тепло ему на свете", - мы все повторяем эти слова Грибоедова. Но повторяем, не понимая. Потому что, хотя слово Христово нас согревает,  любовь Христова нас согревает, но согревает нас только, когда мы подставляем себя ветру. Ибо вера - это не теплая лежанка, это путешествие по горному хребту, когда ветры дуют и с той, и с другой стороны. И вы прекрасно можете ощутить в своей жизни, как с двух сторон дуют ветры. Я не буду описывать, какие это две стороны, но вы сами догадаетесь,  подумав. С двух сторон. Одна и другая.

Христианин живет среди людей,  это страшно трудно - многим христианам хочется закапсулироваться, спрятаться в некий кокон. Иногда надо иметь такое психологическое забрало, но, в общем, мы должны свидетельствовать,  и не словами, а делом. Должны быть такими, чтобы люди посмотрели и увидели в нас какую-то другую породу людей, что в нас есть что-то такое твердое и прекрасное, что достижимо для каждого. Это лучшая проповедь.

Весна 1980 года




Читатели (42) Добавить отзыв
 
Современная литература - стихи