ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте

Если власть казнила слово ...

Автор:
Автор оригинала:
Мишель де Монтень
Жанр:
Жил в Риме некий Лабиен, человек больших достоинств и весьма влиятельный, отличавшийся, помимо других качеств, своими литературными дарованиями; он был, как я полагаю, сыном великого Лабиена, являвшегося при Цезаре во время его войн в Галлии одним из виднейших военачальников, в дальнейшем же перешел на сторону великого Помпея и проявлял большую доблесть вплоть до момента, когжа тот был разбит наголову Цезарем в Испании. Добродетели того Лабиена, о котором я веду здесь речь, создали ему большое число завистников, но особенно, по-видимому, ненавидели его императорские придворные и фавориты за его приверженность к свободе и унаследованную от отца враждебность тирании.

Этот образ его мыслей сказался в его
писаниях. Враги преследовали его и добились
постановления римского сената о сожжении многих опубликованных им сочинений. Именно с Лабиена начался тот новый вид наказания - карать смертью сами произведения, - который с тех пор утвердился в Риме по отношению ко многим другим авторам. Еще не были использованы все средства и достигнуты все пределы жестокости, пока люди не придумали простирать ее на то, что по самой природе своей лишено чувствительности и способности испытывать страдания, как наша посмертная слава и создания человеческого духа, и пока не придумали физически увечить и истреблять человеческие мысли и творения муз. Лабиен не мог примириться с этой утратой и пережить свои, столь дорогие ему создания; он велел отнести себя в гробницу предков и запереть там живым, там он зараз и покончил с собой, и похоронил себя. Трудно найти пример более горячей родительской любви, чем эта.
Кассий Север, выдающийся оратор и друг Лабиена, видя, как сжигают его книги, воскликнул, что в силу того же самого приговора следует и его самого сжечь живым, ибо он хранит в памяти содержание этих книг.

... Мы любим наших детей по той простой причине, что они рождены нами, и называем их нашим вторым "я", а между тем существует другое наше порождение, всецело от нас исходящее и не меньшей ценности: ведь то, что порождено нашей душой, то, что является плодом нашего ума и душевных качеств, увидело свет благодаря более благородным органам, чем наши органы размножения; эти создания еще более наши, чем дети; при этом творении мы являемся одновременно и матерью и отцом, они достаются нам гораздо труднее и приносят нам больше чести, если в них есть что-нибудь хорошее. Ведь достоинства наших детей являются в большей мере их достоинствами, чем нашими, и наше участие в них куда менее значительно, между тем как вся красота, все изящество и вся ценность наших духовных творений принадлежит всецело нам. Поэтому они гораздо ярче представляют и отражают нас, чем физическое наше потомство.
Платон неслучайно заметил по этому поводу: "Наши духовные творения - это бессмертные дети, они приносят своим отцам бессмертие и даже обожествляют их".

Из книги "Опыты"

Постскриптум: несколько слов о методичном расчищении информационного и гуманитарного поля в России.

Что толкает власть к закрытию и запрету независимых СМИ в условиях не военного времени, а проведения СВО?
Можно предположить, что именно многообразие мнений и взглядов на происходящее - залог объективного подхода к таким жизненно важным вопросам для страны и народа, как вопросы войны и мира, необходимости всеобщей мобилизации или, наоборот, свертывания СВО.
Как еще власть может услышать своих граждан?
Опасаться независимых СМИ или иноагентов - все равно что публично признаться в недостаточно продуманной и обоснованной внешней и внутренней политике, проводимой руководством государства.
Сильная власть не боится критики, она сама призывает указать на недостатки правления.
Но сегодня митинговать нельзя, выходить на пикеты или мирные демонстрации - тоже, независимые СМИ в большинстве своем - в долгосрочной опале.
Ни один соцопрос не создаст реальной целостной картины о настроениях в обществе, кроме сочетания независимого слова и "голосования ногами" на митингах.
Очевидно, власти не очень интересно, чем дышит народ, к чему он готов в случае нарастающей инфляции и неминуемого при этом обнищания масс. Общество - это огромный социальный организм, где системные взаимодействия находятся в непрерывной динамичной связи нелинейного характера со множеством субъективных факторов - от природных катаклизмов до непредсказуемости толпы и харизматичных лидеров.
Если делать акцент на пропаганде, а не широте мнений, можно превратить страну в большое поселение строгого режима.
Нужно учесть, что пропаганда - это навязывание образа желаемого сценария, в то время как погрешности в эпоху "остросюжетных" исторических событий настолько велики, что оегко могут привести к точке бифуркации, хаосу, через который с трудом будет достигнут новый миропорядок.
Неужели власти нужны такие потрясения?
Не разумнее ли дать людям высказаться, спорить, а не стращать и наказывать за инакомыслие?

Увы! Если сегодня власть казнит слово, завтра слово свергнет саму власть.
(Ремарки - Нарине Удумян)

30 августа 2023







Читатели (106) Добавить отзыв
 
Современная литература - стихи