Звук синеет на глазах, стынет мертвая струна.
Рок нагрянул невпопад, не застал нас - сгинул страх.
Стон раздался в небесах, слово замерло в сердцах.
В небе тысяча лампад, истощает землю ад.
Неизбежность - не фатальность, смерть и жизнь - лишь череда
Новизны и повторения, где поет одна струна.
Есть у вечности беспечность, у мгновения - есть борьба.
Беспросветность и лучистость - тайный почерк волшебства.
Потому ли беспричинно ищем в синем божества?..
14 февраля 2024
P. S. Стих был сочинен под влиянием двух эссе Хорхе Луиса Борхеса "Цветок Кольриджа" и "Сотворение мира и Ф. Г. Госсе". Вот несколько цитат: "Все книги на свете написаны, я бы сказал, одной рукой: по сути они так едины, словно составляют собрание сочинений одного странствующего и вездесущего автора", - приводит Борхес слова Эмерсона в подтверждение знаменитой фразы Поля Валери: "История литературы должна стать не историей авторов и превратностей их судьбы либо судьбы их произведений, а историей духа - подлинного создателя и потребителя литературы. Подобная история обойдется без упоминаний каких бы там ни было писателей".
Так в стихотворении возникла идея о том, что в мирской многоголосице "поет одна струна".
Второе "заимствование", которое неожиданно обнаружила, уже написав стих, касается времени и знаковости мгновения. Удивительную подборку интереснейших размышлений об этом Борхес представил в эссе "Сотворение мира и Ф. Г. Госсе". Он приводит слова Джона Стюарта Милля из той главы "Системы логики", которая посвящена закону причинности. Милль пытается доказать, что состояние Вселенной в любой момент времени является следствием ее состояния в предыдущий момент и что бесконечному разуму было бы достаточно полного знания лишь об ОДНОМ МГНОВЕНИИ, чтобы узнать и прошлое, и будущее Вселенной - всю ее историю.
Наверное, хорошо, что прочитала эссе после собственной, весьма нехитрой, трактовки сложнейшего вопроса, вылившейся в двустишие:
Есть у вечности беспечность, у мгновения - есть борьба".
Откуда взялась эта невольная формулировка "есть у вечности беспечность"? Борхес пишет: если повторение любого состояния повлекло бы за собой повторение всех других, то оно легко замкнуло бы всемирную историю в циклическую последовательность. А там, глядишь, Милль и вправду невольно подбросил дров в костер известной фантазии Лапласа, вообразившего, что настоящее состояние Вселенной теоретически сводится к формуле, из которой некто мог бы вывести любое прошедшее и будущее. Чем не "беспечная вечность" в моем исполнении!.. Но эта пресловутая беспечность упирается в "борьбу" (можно сказать, за существование ) одного-единственного мгновения, насыщенности и уникальности которого непросто объяснить никакими философскими рассуждениями, а тем более - перевести на математический язык и обрисовать всеобъемлющей формулой. Невольно вспоминается: "Не думай о секундах свысока". Мысленно улыбаюсь незамысловатому глубокомыслию старого доброго советского кино.
|