ОБЩЕЛИТ.РУ СТИХИ
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.
Поиск    автора |   текст
Авторы Все стихи Отзывы на стихи ЛитФорум Аудиокниги Конкурсы поэзии Моя страница Помощь О сайте поэзии
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Литературные анонсы:
Реклама на сайте поэзии:

Регистрация на сайте


Яндекс.Метрика

Стих банальных, затасканных рифм ( :))))) )

Автор:
Автор оригинала:
Anjey
Жанр:
Лапусик, солнышко моё,
Ты ─ прелесть, маленькая роза.
Вот на окне лицо твоё
Рисуется, рукой мороза.

Пусть мой недолог будет век,
Но верю, истинное чувство
Ко мне пришло, я ─ человек,
Любовное познав искусство.

Ну, как прожить мне без тебя -
Передо мною выбор трудный.
Иль жизнь окончить, не любя,
Иль выбрать путь безумный, чудный.

Я ухожу куда-то в ночь,
И так печален зимний вечер,
Но ты меня всё гонишь прочь,
А я мечтал об этой встрече,

Иду, спешу к тебе всегда
Туда, где белые берёзы
Не спят над полем никогда,
Где о тебе я вижу грёзы.

Кого ругать, кого винить,
За то, что я любовь разрушил,
Разорвана меж нами нить,
Зачем я наш покой нарушил!

Я, от безумия того,
Страдаю, посреди разлуки,
Но не хочу терять его
И не сижу, сложивши руки.

И пусть разлучница-судьба
Играет всласть моей любовью
Я знаю ─ впереди борьба,
И в ней платить придётся кровью.




Читатели (1530) Добавить отзыв
Андрей, я конечно согласен, что избитые рифмы режут слух, и портят впечатление о стихе, но ответьте, пожалуйста, почему глагольные рифмы классиков воспринимаются как должное и вызывают восхищение у знатоков, а те же самые рифмы у простых смертных вызывают отрицательную реакцию? Может быть, дело всё-таки не в рифме и даже не в форме произведения, а в чём-то другом, например в содержании, или умении передать настроение, или не только в умении передать настроение, но ещё и в том, что это за настроение? А может быть дело в оригинальности мыслей, взглядов, умении перевоплощаться в своего литгероя и позволить читателю посмотреть на мир его глазами? Да мало ли еще всяких «Если» и «Может быть», я сталкивался с произведениями, у которых и с рифмой, и с формой полный порядок, но поражала в них узость мысли и выпячивание своей исключительности, попытка раздуть собственные неудачи до мировых масштабов, отсутствие самоанализа, попытки представить свои взгляды, как неоспоримые истины и т.д..
Не знаю, как Вы к этому относитесь, но меня это возмущает гораздо сильнее, чем избитость рифм или простота формы.
На мой взгляд, не только стихи, а любое произведение, в первую очередь должно вызывать ответные мысли, заставлять читателя ответить на вопрос, а как бы я поступил в данной ситуации и почему…
Автор не Господь Бог, и в любом случае не может ответить на все вопросы, времена Апостолов прошли.

Удачи Вам!
С искренним уважением, В*
28/04/2008 07:49
От Anjey
В*(Владимир, Виктор, Вячеслав) - уточните, ладно?
Я довольно давно занимаюсь теорией стихосложения. Учусь понемногу. Но не могу сказать, что знаю её хорошо, хотя понял довольно много. Это как знаете, хозяин говорит о своей собаке:"Ну всё понимает, только сказать не может..." :-)))))))

Это к тому, что лучше чем уже сказано хорошими, умными и знающими поэтами и критиками о глагольных и избитых рифмах, я всё равно не смогу сказать, поэтому я приведу выдержку из одной статьи на эту тему человека, с которым я полностью согласен:

В первую очередь необходимо упомянуть о тех рифмах, которые нынче не следует употреблять, и по которым читателем начинающий поэт легко отличается от опытного литератора.

Но как же все-таки научиться писать Хорошие Стихи начинающему автору? Итак, мы уже определились, что хорошие стихи должны иметь не только хорошее содержание, но и правильную форму. Поэтому в этой статье мне хотелось бы обратить ваше внимание на рифмы, так как большинство начинающих поэтов чаще всего задумываются об этом в последнюю очередь. А ведь рифма – это самое живописное обрамление стихотворения, самый характерный атрибут классической поэзии. Это своеобразный довершающий штрих поэтической мысли, который подчеркивает границу между стихами и собственно связывает строки в строфы. Тот же Маяковский писал: "Без рифмы стих расплывается". Безусловно. Ведь именно рифма придает легкость в восприятии и понимании стихов. Благодаря ей неискушенный читатель зачастую находит в поэзии поэзию.

1. Во-первых, избегайте «глагольных рифм»(жить-любить-забыть-убить и т.д.). Эти рифмы в русском языке самые простые из всех возможных, так как их подбор практически не предполагает авторского труда. Они облегчают восприятие стихотворения в общем, но новой оригинальной созвучности не несут. Хотя, примеры таких рифм и у классиков имеются. Но, на то они и классики.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет...
(А.С.Пушкин)

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали...
(В.А Жуковский)

Дело в том, что по этим пресловутым «глагольным рифмам» запросто можно отличить плохого поэта от хорошего. И как бы вы тут на Пушкина не ссылались – времена нынче не те. Тем не менее, иногда намеренное использование таких рифм допускается, особенно в качестве какой-либо стилизации стиха, пародии или еще каких-либо причин. Главное – ощущать баланс «хороших» и «плохих» рифм в произведении.

2. Во-вторых, не стоит использовать так называемые «банальные рифмы», как это ни банально звучит. Речь идет об определенном круге избитых тривиальных рифм, через который проходит почти каждый начинающий поэт: «любовь-кровь-вновь», «слёзы-морозы», «счастье-ненастье», «мне-тебе-себе» и многое другое. Хотя, опять же у классиков есть примеры:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
(А.С.Пушкин)

Но, так как рифмы эти чересчур просты, и неоднократно использовались всеми, среди поэтов существует негласное правило, что это тоже «плохие» рифмы. А потому остерегайтесь их использовать в своих хороших стихах. В идеале у хорошего поэта должны встречаться такие оригинальные рифмы, которые нет ни в одном словаре рифм.

3. И еще один важный момент. Кроме глагольных и банальных рифм, следует аккуратнее использовать «неточные» и «приблизительные» рифмы. Теоретически, неточная рифма - это когда не совпадают отдельные согласные звуки, а приблизительная – когда не совпадают гласные звуки. Наиболее широкое распространение среди неточных рифм имеют так называемые «ассонансы». Кроме того, часто встречаются и варианты, когда не совпадает ни гласная, ни согласная:

Поиграй, милый, в тальянку,
Я люблю твою игру,
Изломаешь беломехую,
Так новую куплю.
(частушка)

Умело использовать в хорошем стихе приблизительные рифмы довольно сложно. Поэтому начинающему поэту лучше все-таки от них воздерживаться и подыскивать более точные рифмы, с совпадением гласных и согласных звуков в окончаниях. В противном случае, это будет расцениваться критиками, как отступление от определенных правил. Но, как уже говорилось выше, иногда поэты отходят от подобных правил, изобретая нечто самобытное, оригинальное, однако это под силу лишь профессиональному, сформировавшемуся автору.

Римма Малова,
Главный редактор издательства "Литкон-Пресс".

28/04/2008 12:14
Андрей, я и раньше читал нечто подобное, согласен, избитые и банальные рифмы навязли в зубах и действуют на критика как красная тряпка. Поэтому стараюсь по возможность избегать их, если это не идёт вразрез с содержанием. Конечно, если во время чтения ставить целью - насладиться оригинальностью рифмы и совершенством формы, тогда они становятся главными, но я всё чаще ловлю себя на том, что меня тянет именно к таким стихам, которые в первую очередь передают настроение или представляют оригинальный взгляд на привычные вещи. Довольно часто там встречаются стихи с точки зрения искушённого критика далёкие от совершенства, но, читая их, получаю настоящее наслаждение. Конечно, в настоящей поэзии, всё должно быть совершенно, но рифма и форма не должны быть самоцелью. Форма должна рождаться из содержания и подчёркивать его, усиливать восприятие сказанного, иначе это похоже на заполнение бланка. В конце концов, все рифмы со временем станут либо избитыми, либо банальными, и что тогда, останется один верлибр? А в живописи, что Рафаэля и Боттичелли тоже не будет, останется один Малевич? Тогда я начинаю понимать смысл его квадрата.

Владимир.
28/04/2008 13:42
От Anjey
А теперь скажу от себя: согласен с вами, Владимир, что : "рифма и форма не должны быть самоцелью.", тогда будут получаться очередные "пустышки", в которых кроме филигранной отточенности строк нет ничего. Самое высокое мастерство не заменит и капельки таланта. Моё твёрдое убеждение, что в настоящем стихотворении должны органически сочетаться внутреннее содержание, высокая поэтичность и совершенство формы. Если какой-то из этих сторон нехватает, стихотворения всё равно нет. Лучше писать меньше, не выставлять несовершенные вещи, заваливая страницы сайтов то ли бессмысленным бредом (как это у нашего "общественного редактора Виктора Авина), то ли бездарными опусами какие постоянно "пекут" и подсовывают читателям трое "комсомольских активисток" сайта С.Д, К.В, К. и иже с ними. Если что-то "рождать", то пусть оно будет настоящим или по кр. мере стараться так писать.
28/04/2008 18:17
Андрей, когда-то давно я читал одну вещь автора и название, к сожалению, не помню, но сюжет был такой, один художник хотел написать самую лучшую картину посвятил этому остаток своей жизни и наконец пригласил своего друга показать своё произведение. Привел в комнату зажёг свечи, снял покрывало и … Там был холст замазанный красками, сквозь штрихи виднелись отдельные фрагменты былого шедевра фрагмент женской руки и т.д. Он постоянно исправлял написанное … Друг художника с недоумением посмотрел холст, и они расстались, Ночью художник сжёг свой дом вместе с картинами и покончил с собой. Знаете, раньше я писал программы, и пытался довести их до совершенства, но этот процесс бесконечен, а самое главное никому не нужен кроме самого программиста. Всем нужен результат расчёта, или программа, выполняющая определённые функции, пусть несовершенная, но сегодня сейчас.
29/04/2008 06:00
От Anjey
Владимир, я не собираюсь вас в чём-то переубеждать. Просто у меня жизненный принцип не только в стихах: если что-то делаешь - делай это настолько хорошо, насколько это в твоих силах, без скидок на сиюминутность или что-то другое. Во всём надо добиваться своего личного "потолка". Есть хорошая украинская поговорка: "Якщо усе так, але трішечки не так, то УСЕ НЕ ТАК!" Но это правило применимо, конечно, только для тех, кто его разделяет.
29/04/2008 12:28
Вот, сейчас полностья согласен,
постояно совершенствоваться,
правила имеют значение ориентира, но не непреложный закон, должно быть место творчества, а это почти всегда выход за рамки правил.

Удачи!
С уважением, В*
29/04/2008 13:56
От Аетий
Привет, Анжей.
Вот к чему мне надо стремиться,а я всё больше в низменных жанрах парюсь.Очень понравилось, спасибо.Укажи мне на мои ошибки,если не трудно,мне это необходимо.
25/01/2008 18:03
От Anjey
Нет проблем, зайду к вам сегодня или завтра.
Только чур не обижаться, хорошо? Мои отзывы и критика только по делу, без лищних эмоций и очень помогают тем, кто хочет писать по-настоящему.
С теплом: Anjey
25/01/2008 18:09
Вот это здОрово!
Натуральное пособие для бездарных стихоплётов.
Сколько раз приходится читать подобные словосплетения, а рифмы "тебя-меня" и "кровь-любовь" по-моему доже в школьных учебниках по литературе описываются как недопустимые. и если добавить ещё "ботинок-полуботинок" и "палка-скакалка", то графоманский набор будет полным.:)))

С искренним уважением, Юрий.
25/01/2008 15:00
От Anjey
Привет, Юрий!
Ага, а если добавить ещё "осень-просинь", "тебя-себя" и ещё несколько, то получится полный джентльменский набор для начинающего "поета".

Афоризм: " Графоман - это человек, который бьется головой о стену, чтобы высечь божью искру." :)))

Также с уважением: Anjey

P.S. Привожу интересную статью, её адрес: http://www.neogranka.com/forum/showthread.php?</a></A>

Словарик юного пиита
(из серии "Ума холодных наблюдений")

Прочитала подряд штук 10 стихов из РуПоэт. Все настолько плохо, что и обругать не за что... Кое-что еще на три с минусом, тут есть какой-то драйв, там -- есть метафоры, но темы, темы... Как надоело это, все одно и тоже: *мне плохо, я одинок, все сволочи, мир неладно устроен, пойду напьюсь, вот умру -- тогда все пожалеете...*

Вообще все стихи четко сводятся к двум вариациям по половому признаку: у юношей -- см. выше*, а у девушек -- я тебе верила, а ты оказался сволочью и... см. выше*.

Словарный запас удручающе однообразен. Мне захотелось составить пособие "Молодому поэту", наподобие того, который Остап Бендер продал Ухудшанскому, помните?

Итак, существительные с прилагательными (в порядке убывания частоты вхождения):

Части тела:


Крылья (поломанные)
Сердце (разбитое, больное)
Вены (порванные)
Лицо (мочЁнное (sic!) слезами)
Руки (простертые)
Губы (онемелые)
Мозг (отупелый)

Предметы обихода:


Наряд (поношенный)
Паруса (рваные)
Челны (утлые)
Стрелы (каленые)
Книги (ветхие)
Избушка (покосившаяся)
Врата (райские, реже -- адские)
Шторы/гардины (пыльные)
Скрипки (надрывные)
Струны (см. вены)
Коврик для мыши -- не определен.

Природные явления:


Осень (дождливая)
Весна (ранняя, вариант -- поздняя)
Небо (далекое, равнодушное)
Луч (зловещий, кроваво-красный)
Мгла (кромешная)
Свет (тусклый)
Ветер (бездушный, порывистый, местами слабый до умеренного)
Закат (обычно последний)
Дождь (кровавый)
Водопады -- брильянтовые
Звезды -- где-то там в вышине (мигают)
Коннект -- медленный, черт его дери.

Отвлеченные понятия:

Вечность (длинная)
Душа (растерзанная)
Сны (страшные)
Творенье (проклятое)
Потуги (бесплодные)
Любовь (как правило -- несчастная)
Золото (кровавое)
Судьба (злая)
Город (бездушный)
Люди (жестокие и тупые)
Путь (светлый, вариант -- темный)
Даль (бесконечная)
Тоска (сероглазая)
Бездны (самые разнообразные)
Пучины (см. бездны)
Россия (нищая, бедная, проданная, преданная, великая, богоносица, мироносица, житница, здравница и кузница)

Отдельные нестандартные предметы:

Человек -- кладезень идей
Уехал цирк, и клоун околел
И грянул гром, блеснув зарницей (зарница -- молния БЕЗ грома (прим. перев.)

Причуды анатомии:

Тосkа стрелой, минув доспех,
В сердца воителей вонзилась
И в их глазах отобразилась,
Hе встретя на пути помех

Рифмы, обязательные к употреблению:

Любовь -- кровь, вновь (свекровь и морковь допускаются только в т.наз. юмористических стихах)
Розы -- грозы, слезы, морозы (склерозы и циррозы не допускаются как несущие негативную окраску, а грезы -- как непонятный нормальному человеку архаизм)
Тебя -- любя
Туда -- сюда (не сюда)
Привет -- ответ
Интернет -- минет
Ботинок -- полуботинок.

Глаголы.
Так как на глаголы падает 99% рифм, то глаголы приводятся сразу парами.

Любил -- забыл
Ушел -- не пришел
Молчала -- кричала
Светит -- греет
Позови -- не зови
Бежал -- лежал
Рвал -- метал
Сочинял -- насочинял.

Размеры, строфы и стилистические приемы.

Всякие там дактили и амфибрахии, аллитерации и синекдохи -- это все никому не нужно. Все эти Блоки и Брюсовы -- хреновы интеллигенты. В школе надоели (занятно: каждый -- каждый! -- поэт, при ближайшем знакомстве начинает свою исповедь с того, что в школе он литературу НЕНАВИДЕЛ и поклялся в жизни не читать. Похоже, наше преподавание литературы в школе -- явление, которое еще ждет исследования как редкостная аномалия...) Настоящий Поэт народный пишет, как птица в полете -- свободно и раскованно. Без этих всяких там теорий. Летит, летит, вдруг -- кляк! Сочинил.
А отделывают и вычесывают стихи только ремесленники и всякие там бусурманы вроде немцев. Нашему человеку это ни к чему. Это китайцы свой рис сажают -- втыкают каждый росточек. А мы пшеницу сеем -- из лукошка хлобысть! хлобысть! И стихи так же надо... Ибо сказано: "СЕЙТЕ разумное, доброе, вечное". Сейте -- а не сажайте или там внедряйте. Ну и где оно, разумное? Посеяли...

Поэтому разные терцины, октавы, онегинские строфы, а также касыды, газели, туюги и всякие там рубаи с танками -- забыть. Только частушка: четверостишие с перекрестной рифмой, размер двухсложный (хорей и ямб, которые, как всем известно, отличить нельзя, как ни бейся).

В эти бодрые формы и рифмы очень хорошо укладываются и вселенская тоска, и розы-грезы, и резаные стеклом вены, и "ты моей любви не понял", и пучины с безднами, и коварный враг-христопродавец, и томление юного пытливого ума после вчерашнего и пр. и пр...

© Леди ЕХИДА
25/01/2008 15:22
От Anjey
Юрий, приглашаю заглянуть вот сюда: http://obshelit.ru/works/30517/
Тут у нас в редакторском анонсе (выставила этот опус Вера Боголюбова), классический образец стиха типа "палка-галка и того-его).
Может и вы добавите там своё мнение!
Anjey
25/01/2008 15:47
От Цви
Чудесное стихотворение, Анжей! Ну и что, что рифмы затасканы? Вы посмотрите, как легко и свободно излагаются мысли! Никакого напряга! Читателю не нужно думать , даже подсознательно, о муках творчества! Мужчина искренне любит женщину - вот, что главное! А какими он словами ей об этом скажет - это дело второе или третье! "Сердцу хочется ласковой встречи и хорошей, большой Любви!"
Из замечаний: грёзы не могут сниться - они видятся.
25/01/2008 08:32
От Anjey
Привет, Цви!
Насмешили - я вас - вы меня:))) Я же вижу подтекст в отзыве, рад, что у вас улучшилось настроение.
Цви, всё правильно, в принципе, но когда почти в каждом стихотворении начинающих (да часто и не только начинающих) эти рифмы повторяются (как осень-просинь, например, в стихах об осени), то они, есть такое выражение "навязнуть на зубах", а короче - начинают "тошнить".
Конечно, женщине всё равно, какими словами мужчина скажет ей о своей любви к ней, лишь бы сказал, в конце концов:)))
Но нам, пишущей братии, такие повторения непростительны. У каждого должно быть "своё лицо", банальности здесь не проходят.
Я, честно говоря, ржал как лошадь, когда за пару минут накатал этот стих.
Anjey
25/01/2008 12:28
От Цви
Нет,Анжей! Нет! Я написал на полном серьёзе! И то, что вы радовались,
когда писали, замечательным образом передалось читателю. Стихи более для сердца нежели для ума. Скажу более того - стихами должно быть то, что обычными словами не скажешь. В Поэзии ( Внимание!) НЕ В СЛОВАХ ДЕЛО! Дело в чувстве, которое словно воздушный шарик должны быстро-быстро, (пока это чувство не угасло), облепить слова. Дайте мне десяток ещё более банальных рифм и я надеюсь доказать свою правоту.
25/01/2008 14:24
От Anjey
Да нет, Цви! Я не радовался, а ржал самым бессовестным образом:)))
Когда вспоминал, сколько у нас на сайте подобных "творений", особенно когда читаешь ленту новых стихов... Или "сладких" отзывов на такие "вирши", блин!.
Банальные рифмы я привёл здесь же, в "словарике юного пиита".
:)))))
С улыбкой: Anjey
25/01/2008 15:38
От Цви
Анжей! Выполняя свое обещание, я написал шансон "Свеча". Не знаю, как Пугачёва, но Эдит Пиаф "оторвала бы с руками"! Печатать?
26/01/2008 10:49
От Anjey
А где этот шансон, Цви?
Что я могу сказать, если не читал его? Пришлите мне на е-мейл, оценю, скажу своё мнение. Свой е-мейл я несколько раз давал в "написанных" отзывах, поройтесь там - найдёте.
26/01/2008 11:24
<< < 1 > >>
 
Современная литература - стихи